8
Спрос, предложение,
рыночная цена
Спрос, объем спроса, цена спроса, функция спроса, закон спроса
Впервые понятие спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924), его теория цены, изложеннная в работе «Принципы
политической экономии» (1890), легла в основу микроэкономики и во многом определила развитие этой науки.
По Маршаллу, участниками рыночных отношений являются:
- покупатели (потребители, домохозяйства), которые предъяв ляют спрос на товары и услуги на рынке товаров и услуг и в то же время предлагают ресурсы на рынке ресурсов;
- продавцы (производители, фирмы), которые образуют предло жение товаров и услуг на рынке товаров и услуг и в то же время предъявляют спрос на факторы производства (земля, труд, капитал) на
рынке ресурсов.
На рынках товаров и ресурсов поведение потребителей и производителей подчиняется законам спроса и предложения.
Спрос — то количество продукта, которое покупатели готовы (желают) и в состоянии (могут, то есть платежеспособны) приобрести по каждому из возможных уровней цен в определенный
период времени.
Спрос обозначим символом D (demand).
Объем спроса QD (quantity demand) — это максимальное количество товара (услуги), которое согласны приобрести в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях (цена товара,
величина дохода, вкусы и др.):
- а)отдельные лица (индивидуальный спрос);
- б)группа лиц (рыночный спрос);
- в)население в целом (совокупный спрос).
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. На спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания,
но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса.
Эта функция может быть представлена следующим образом:
где QD — объем спроса на данный товар;
Р — цена на данный товар;
PR, Ръ — цены на сопряженные товары;
/ — денежный доход;
Т — вкусы и предпочтения потребителей;
W — накопленное имущество.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного — цены рассматриваемого товара.
Ценой спроса PD (price demand) называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара в определенную единицу
времени.
Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
QD = f(P)
Очевидно, что при низких ценах количество покупок увеличивается, а при росте цен — сокращается, т. е. имеет место обратная зависимость количества спроса на товар от цены.
Закон спроса в общем виде гласит: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях, тем меньше величина (объем) спроса; чем ниже цена, тем выше величина спроса.
QDi
Pi
Закон спроса описывает поведение потребителей (покупателей).
Существование закона спроса подтверждают такие факты.
Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.
Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию
принципа убывающей предельной полезности (то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения), то потребители покупают дополнительные
единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить
больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести
дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. характер и конкретная форма этой закономерности у отдельных потребителей могут быть разными.
Способы изображения спроса. Линия спроса
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:
1) табличным:2) аналитическим: 3) графическим: на рисунке линия представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсциссы точек линии спроса
характеризуют объем спроса, а ординаты — цены спроса. Линия спроса может быть: прямой, например, на рис. 10 (линия 1 — крутая линия спроса, 2 — пропорциональная линия, 3 — пологая линия спроса, 4 —
вертикальная линия спроса, 5 — горизонтальная линия спроса); кривой (линия 6) и ломаной (линия 7) на рис. 11. Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Хотя объем спроса
практически всегда убывает с ростом цен, На рис. 10 показаны линии спроса с различным наклоном, в том числе и в крайних положениях — в случае, когда объем спроса не зависит от цены (линия 4 и 5),
пропорционально зависит от изменения цены (линия 2) и в предельном случае сильной зависимости спроса от цены (линия 3). Чем больше угол наклона кривой к оси цен (т. е. чем более полого она выглядит
на рисунке), тем быстрее падает объем спроса при одном и том же изменении цены. Индивидуальные различия спроса связаны со многими факторами. Здесь и различия в уровне доходов, и неодинаковость вкусов
и предпочтений; последние, в свою очередь, находятся под воздействием национальных традиций, половозрастных различий, различий в уровне образования и т. д. Наклон кривой спроса зависит и от того,
какую долю в бюджете потребителя составляют затраты на данный товар: если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. Например, если вы весьма требовательны к художественному
уровню кинофильмов и посещаете кино не слишком часто, то подорожание билетов в два раза, вероятно, не заставит вас ходить в кино реже. Но если вы часто ходите в кино, просто чтобы скоротать время, то
двукратное подорожание билетов заставит вас снизить частоту посещений кинотеатра. Линия спроса имеет отрицательный наклон и отражает закон спроса: чем ниже цена, тем больше объем спроса и наоборот.
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены. На графике это
выглядит как движение вдоль линии спроса DD под влиянием падения цены с показателя Р1 до Р2, что означает увеличение объема спроса с показателя Q1 до показателя Q2 Первоначальный объем спроса точки А
становится, под влиянием изменения цены, новым (выросшим) в точке В. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей уста новится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т. е.
изменится функция спроса от цены, то произойдет сдвиг линии спроса от DD до DJ)^ так что при цене Р t объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 — с Q2 до Q4. В этом случае говорят, что увели
чился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов, новая линия спроса пройдет левее и ниже D1DV При увеличении спроса линия спроса сдвигается вправо-вверх
(рис. 13), а при уменьшении спроса линия спроса сдвигается влево-вниз (рис. 14). Неценовые факторы спроса Изменения в спросе зависят от влияния «неценовых» факторов, которыми являются:
- доходы;
- вкусы;
- число потребителей;
- ожидания потребителей;
- цены на сопряженные товары.
Неценовые факторы и их влияние на спрос
Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по
каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта
способны привести к изменению потребительских вкусов.
Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.
Пример: снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование
Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются
товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей
категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как дешевая косметика, ношеная одежда
Цены на сопряженные товары. Приведет изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт зависит от того, является ли этот родственный товар
заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром, или субститутом) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром, или комплементом).
Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом
на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на
другой.
Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (субституты); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты
(комплементы)
Ожидания. Потребительские ожидания (относительно будущих цен на товары, наличия товаров и будущего дохода) способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к
сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно.
Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидание в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект
снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных опросов каждого отдельного потребителя. Объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных
потребителей при данном значении цены.
Предложение, объем предложения, цена предложения, функция предложения, закон предложения
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени при определенном уровне цен.
Предложение обозначим символом S (supply).
Объем предложения Qs (quantity supply) — это максимальное количество товара (услуги), которое согласны предложить в единицу времени (день, месяц, год) при определенных
условиях:
- отдельное лицо (индивидуальное предложение);
- группа лиц (рыночное предложение);
- население в целом (совокупное предложение).
К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в
природоэк-сплуатирующих отраслях — и природно-климатические условия.
Цена предложения Ps (price supply) — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рь—); от характера
применяемой технологии, от налогов и дотаций, от природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет следующий вид:
Qs = f(P,Pa,Pb,...,K,c,z),
где Qs — объем предложения данного товара;
PR, Ръ — цены на другие товары;
К — характер применяемой технологии;
С — налоги и дотации;
Z — природно-климатические условия.
Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем предложения, остаются неизменными, за исключением одного — цены рассматриваемого товара.
Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема предложения. Такая зависимость носит название функции предложения от цены:
Очевидно, что при низких ценах продавать товары невыгодно, и объем предложения падает, а при росте цен — растет, так как это означает для продавца увеличение дохода от продаж,
т. е. имеет место прямая зависимость количества предложения на товар от цены.
Закон предложения в общем виде гласит: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях, тем больше величина (объем) предложения; чем ниже цена, тем величина
предложения ниже.
PD в денежных единицах
|
QD в штуках, литрах, килограммах и т. д.
|
1
|
100
|
5
|
80
|
8
|
45
|
10
|
30
|
14
|
5
|
Pi
QDi
-
Закон предложения описывает поведение производителей (продавцов).
Способы изображения предложения. Линия предложения
Как и функция спроса, функция предложения от цены может быть представлена тремя способами:
1) табличным:2) аналитическим: s 3) графическим: на рис. 15 и 16 линия представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы
точек линии предложения характеризуют объем предложения, а ординаты — цены предложения. Линия предложения может быть прямой, например на рис. 15 (линия 1 — крутая линия предложения, 2 —
пропорциональная линия, 3 — пологая линия предложения, 4 — вертикальная линия предложения, 5 — горизонтальная линия предложения); кривой (линия 6) и ломаной (линия 7) на рис. 16. Положение и
угол наклона кривой предложения определяются главным образом издержками производства товара. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет положительный наклон, т. е. с ростом
цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение
объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены — движение вдоль линии предложения на рис. 17 из точки А в точку В.
Например, как видно на рис. 17, при повышении цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с
удешевлением сырья для изготовления продукции) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т. е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии
предложения с SS до Sfi^ так что при прежней цене Р1 объем предложения составлял Q3 (точка А;), а при цене Р2 — вырос до Q4 (точка Bj). При увеличении предложения линия предложения на графике
сдвигается вправо-вверх, а при уменьшении предложения линия сдвигается влево-вниз. Неценовые факторы предложения. Предложение в мгновенном, коротком и длительном периодеНеценовые
факторы предложенияЦены ресурсов. Влияние этого фактора очевидно, но не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что величина затрат на ресурсы в экономическом смысле вовсе
не тождественна сумме денежных затрат производителя. Почти все ресурсы имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения
ресурсов. Экономисты рассматривают в качестве затрат на ресурсы денежную выручку от наиболее выгодного из нескольких альтернативных способов использования ресурсов. Экономист, в отличие от
бухгалтера, пытается учесть не только стоимость ресурсов, оплаченных производителем собственнику ресурсов в явном виде, но и неявно оплаченные ресурсы. Например, для владельца магазина к
таким ресурсам относится собственный труд и вложенный капитал. Экономист при анализе цен ресурсов должен учитывать абсолютно все факторы, участвующие в производстве товара, включая
географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое. Уровень технологии. Как правило, технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство
и к последующему увеличению объема предложения. Цены других товаров. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в
потреблении. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса, а в потреблении — функциональным
назначением товаров. Объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров. Деятельность государства. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила
поведения экономических агентов; взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью
оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачивает дотации); занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда государство осуществляет
прямое вмешательство в процессы производства и обмена. Увеличение налогов приводит, по общему правилу, к уменьшению предложения, а выплата дотации — к увеличению предложения. Если спрос
изменяется достаточно быстро в соответствии с модой, ростом или падением доходов, то предложение меняется медленно, реагируя на изменение спроса с некоторым запозданием. В мгновенном периоде
под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменном объеме материальных и трудовых ресурсов. В этом
случае все факторы производства рассматриваются как постоянные. В течение этого периода предприятие имеет минимум свободы выбора и не может изменить в ту или другую сторону объем выпускаемой
продукции. В коротком периоде предложение означает уже объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении (увеличении или уменьшении)
объема привлеченных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В
этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) — как переменные. В длительном периоде предложение — это тот объем продукции,
который можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все факторы производства рассматриваются как переменные. Продолжительность длительного периода
такова, что предприятие имеет возможность пересмотреть все стороны своей экономической политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование. Рыночное
предложение представляет собой сумму индивидуальных предложений каждого отдельного продавца. Объем рыночного предложения при каждом значении цены равен сумме объемов предложений отдельных
продавцов при данном значении цены. Рыночное равновесие. Избыток предложения и спроса. Причины нарушения равновесия Равновесие вообще — это состояние баланса между противоположными силами. На
рынке противоположными силами являются спрос и предложение. Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой из возможных цен, а продавец стремится продать его по наиболее высокой цене. Можно
предположить, что существует цена, при которой объем предложения соответствует объему спроса. Такая цена называется равновесной ценой. При этой цене объем предложения и спроса совпадают, и
такой объем называется равновесным.Совместим табличную функцию спроса и предложения по цене. Сравнив показатели, видим, что равновесная цена равна 8 денежным единицам, а равновесный объем —
45.Аналитически равновесие будет выглядеть, например, так: Qs= 50 + 4 ? Р = QD= 350 - 23 Р. Уравнение позволяет найти равновесную цену: 6П Р = 300; Р = 50. Чтобы найти равновесный объем,
достаточно подставить значение равновесной цены в формулу функции спроса или предложения по цене: Qs= 50 + 4 ? 50 = 250; QD= 350 - 2 ? 50 = 250. Рассмотрим графическое изображение рыночного
равновесия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 18). Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS — функции предложения от цены.
Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. В этой точке достигается равенство. Таким образом, графически рыночное равновесие выглядит как точка пересечения
линии спроса с линией предложения. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене,
отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем,
Р1> РЕ (рис. 19). При такой цене объем спроса составит Q1D тогда как объем предложения Qs'. В этом случае производители предпочтут скорее несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск
продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (QS1>Q1D) будет оказывать понижающее давление на цену. Продавцы, конкурируя между собой, начнут
снижать цену, пока она не станет равновесной. Таким образом, избыток предложения — это ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса. Теперь
рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например, Р 2< РЕ. Тогда объем спроса QD2 окажется выше объема предложения Qg2 и товар станет дефицитным. Некоторые
покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QDZ > Q/) будет оказывать повышающее давление на цену. Потребители, конкурируя между собой, тем самым
создают для продавцов условия повышения цены. Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения
равны. Таким образом, избыток спроса — это ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения. Цена рыночного равновесия не только балансирует спрос и
предложение, но и информирует о путях рационального распределения ресурсов. Повышение цены на определенный товар дает информацию производителям о своевременности увеличения объемов
производства этого товара, а значит, о целесообразности перераспределения производственных ресурсов в пользу этого товара. И наоборот, уменьшение цены информирует о необходимости сокращения
объемов производства данного товара. Рыночная цена — основа рационального поведения потребителей, соизмеряющих свои доходы и оценки полезности товаров и услуг с рыночными ценами на них.
Рыночное равновесие — это равноправный, а значит, демократичный и справедливый способ регулирования отношений между продавцами и покупателями. Равновесие рынка — не обязательное состояние
взаимодействия спроса и предложения. Равновесие на рынке при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые
возвращают рынок в исходное состояние. Существуют факторы, обуславливающие сбой механизма установления рыночной цены:
- деятельность производителей или продавцов-монополистов;
- борьба профсоюзов за повышение заработной платы (результат взаимодействия спроса на труд и предложения труда);
- государственное вмешательство в механизм рынка путем уста новления минимальных или максимальных показателей цены.
-
PD в денежных единицах
|
QD в штуках, литрах, килограммах и т. д.
|
1
|
15
|
5
|
30
|
8
|
45
|
10
|
60
|
14
|
95
|
|
р -р -р
|
р, в денежных единицах
|
в штуках, литрах, килограммах и т. д.
|
в штуках, литрах, килограммах и т. д.
|
1
|
100
|
15
|
5
|
80
|
30
|
8
|
45
|
45
|
10
|
30
|
60
|
14
|
5
|
95
|