10
Разные виды рынков
и особенности формирования цен.

Понятие и функции рынка

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа «продаю-покупаю»; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.
1.Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, пре доставляя им возможность общаться друг с другом на экономичес ком языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2.Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.
В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3.Информирующая функция рынка — сложившиеся цены «со общают» бизнесменам о состоянии экономики (через конкретный разброс цен, через их падение и рост деловые люди узнают о разме рах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.).
4.Регулирующая функция действует через тот же механизм сво бодных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пони женными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перете кают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недо производство). В результате в первых отраслях производство сокра щается, а во вторых — растет.
5.Стимулирующая функция также осуществляется с помощью ры ночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономи ки. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто про изводит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6.Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправ дана. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учи тывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурент ной «борьбе» и «наказываются» банкротством. И наоборот, обще ственно полезные и эффективно работающие предприятия процве тают и развиваются.
Виды рынков, общая характеристика.

Потребительский рынок и

рынок средств производства

В основе деления рынков лежит разнообразие объектов купли-продажи. Существующее множество рынков можно сгруппировать по следующим признакам:
  • с точки зрения закона:
    —легальный рынок (законный; регламентированный государством);
    —теневой рынок (нелегальный, скрытый от налогов);
    —потребительский рынок;
  • по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    —рынок средств производства;
    —рынок природных ресурсов (земли);
    —рынок рабочей силы;
    —рынок информации;
    —рынок капиталов и денег;
    —рынок ценных бумаг и др.
  • по пространственному признаку:
    —местный рынок;
    —национальный рынок;
    —региональный рынок;
    —мировой рынок
    Все виды рынков взаимосвязаны и взаимозависимы, изменения в одном из них вызывают изменения в других. На каждом рынке существует особый предмет купли-продажи, встречаются особые покупатели и продавцы, и под влиянием их спроса и предложения формируется особая рыночная цена.
    Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации — рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок — рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
    Сферой взаимодействия производителей и потребителей являются два рынка:
    • рынок ресурсов (факторов производства);
    • рынок товаров и услуг.
      Рынок товаров и услуг охватывает всю совокупность производимых в данное время материальных благ и услуг. На этом рынке осуществляется движение предметов потребления и средств производства.
      В самом общем виде он может быть разделен на рынок потребительских товаров, представленный многочисленными рынками отдельных потребительских благ (в этом смысле можно говорить о рынке зерна, стиральных машин или театральных билетов), и рынок капитальных благ, предназначенных не для непосредственного потребления, а для производства с их помощью предметов потребления (машины, оборудование, сырье, энергия).
      Эти рынки отличаются друг от друга характером спроса и способом доведения продукции до покупателя.
      Спрос потребительского рынка является природным и обусловлен потребностями человека, он гибко реагирует на изменение моды, цены, доходов, вкусов и других факторов.
      Спрос на средства производства — производный от потребительского спроса, более фиксированный по сравнению с гибким потребительским спросом.
      Количество покупателей и продавцов рынка средств производства значительно уже потребительского рынка, они более информированы о ценах и качестве товаров этого рынка. Между производителями и потребителями товаров и услуг потребительского рынка стоят в основном торгово-посреднические организации, розничные и оптовые торговцы. На рынке средств производства между производителем и покупателем действуют дистрибьюторы (оптовики, самостоятельно реализующие товар), дилеры и брокеры (члены товарных бирж).
      Рынок природных ресурсов. Рынок труда

      Рынок ресурсов включает в себя основные производственные факторы, которые предлагают домохозяйства и покупают производители-фирмы.
      Особенностью рынка природных ресурсов является невоспроизводимость или частичная воспроизводимость ресурсов — объектов купли-продажи, стабильность и длительность функционирования, относительная редкость и ограниченность.
      К природным ресурсам относятся: земля, энергетические и сырьевые ресурсы, а также условия протекания производственной деятельности (местоположение, климат).
      На рынке природных ресурсов (земля) складываются отношения между собственниками земли и будущими пользователями-предпринимателями .
      Цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли, называется экономической рентой.
      Рента — это рыночная цена природных ресурсов. Рента формируется под влиянием спроса и предложения земли.
      На графике (рис. 20) видна особенность формирования рыночной цены земли (точка РЕ).
      Рента — это результат пересечения линии спроса D с линией предложения земли S. Линия предложения имеет вид вертикальной линии, что объясняется ограниченным количеством земли как природного явления. Такое предложение земли называют неэластичным по цене, так как сколько бы ни изменялась рента, количество предложения земли остается неизменным.
      Рынок труда охватывает отношения, которые начинаются с найма человека на работу и заканчиваются увольнением с работы.
      Объектом рынка труда является трудовая функция наемного работника. Предложение труда в Украине осуществляют трудоспособные граждане, достигшие, по общему правилу, 16-летнего возраста. Спрос на трудовые услуги представляют государство, негосударственные организации и субъекты предпринимательства (физические и юридические лица). Отношения между субъектами рынка труда оформляются трудовым договором или контрактом в соответствии с трудовым законодательством Украины.
      Спрос на рынке труда и оплата трудовых услуг определяется:
      —востребованностью данных услуг труда, их конъюнктурностью;
      —продуктивностью труда.
      Предложение труда формируется под влиянием многих объективных и субъективных факторов:
      • общая численность населения и активного трудоспособного населения;
      • законодательное регулирование условий труда, минимальная заработная плата;
      • деятельность профессиональных союзов, которые преследуют цель добиваться улучшения условий труда, повышения зарплаты, предоставления льгот определенным категориям работников и др.;
      • наличие на рынке труда конкурентной среды, тенденций к увели чению или уменьшению различий в оплате труда;
      • решение самого работника продавать или нет свою рабочую силу по определенной цене и при определенных условиях;
      • работник при этом выбирает между двумя ценностями: своим свободным временем и отдыхом и теми потребительскими благами, которые он может приобрести на заработанную плату за его услуги;
      • как правило, при повышении зарплаты работник склонен отказаться от свободного времени, предпочитая выполнение трудовой функции;
      • только при условии повышения зарплаты работник согласен больше работать и меньше отдыхать;
      • предложение труда напрямую зависит от цены труда (зарплата работника).
        Рынок труда подразделяется в свою очередь на рынки квалифицированного и неквалифицированного, физического и интеллектуального труда, рынки занятых в первичной, вторичной и третичной сферах экономики, занятых постоянно и временно.
        На рынках рабочей силы цена труда, т. е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников.
        Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. В системе рыночных цен заработная плата является особо важной категорией еще и потому, что достигает примерно 3/4 национального дохода развитых стран. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы. Например, одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платой.
        Номинальная заработная плата — это сумма денежных выплат, а реальная — определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемые на денежную сумму заработной платы, то есть зависит от инфляции в стране.
        В большинстве случаев различия в заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ. Различия в оплате труда определяются качеством выполняемых функций, а также тем, что работа может быть приятной или неприятной, сложной или более простой. Надбавка к заработной плате увеличивает ее основную ставку за выполнение работ в ночное время, в неблагоприятных или вредных для здоровья условиях.
        Высококвалифицированный труд вознаграждается более высокой заработной платой, во-первых, потому что такой труд вносит более весомый вклад в получаемую прибыль. Во-вторых, высокая зарплата квалифицированных специалистов компенсирует прошлые затраты времени, средств и усилий на образование и профессиональную подготовку.
        Существенные различия в заработной плате могут иметь место при отсутствии конкуренции между сугубо профессиональными группами работников, например между сталеварами и врачами, танцорами и математиками, водителями грузовиков и воспитателями детских учреждений и т. д. Для представителя каждой из подобных категорий работников практически невозможно перейти из одной группы в другую, а следовательно, конкуренции между этими группами не возникает. Конкурентная среда возникает либо внутри каждой профессиональной группы, либо в группах взаимозаменяемых профессий и специальностей.
        Рынок капиталов и денег

        Финансовый рынок — это механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заемщиками при помощи финансово-кредитных посредников-учреждений. Главная его функция — трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
        Финансовый рынок делится на рынок капиталов и денежный рынок.
        Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.
        Кредит — это предоставление денег в ссуду на условиях:
        • срочности (кредит предоставляется на определенный срок по согласию сторон);
        • возвратности (кредит подлежит возврату);
        • платности (платой за предоставление денег служит ссудный процент от суммы кредита).
          Кредитные отношения на рынке капиталов происходят между собственниками временно свободных денежных средств (предприниматели, домохозяйства, органы государственной власти или самоуправления) и фирмами, нуждающимися в деньгах для осуществления своей предпринимательской деятельности.
          Кредитные отношения — неотъемлемая черта рыночных отношений, они обеспечивают беспрерывность производственого процесса, создают условия появления новых и расширения существующих производственных фирм.
          Виды кредита
          Коммерческий
Предоставляют предприниматели друг другу в виде отсрочки платежа на приобретенные товары и услуги (путем оформления векселя)
Банковский
Предоставляют банки предпринимателям
Потребительский
Предоставляется в виде рассрочки оплаты за товары потребительского назначения или на какие-либо потребительские цели (например, для постройки дома)
Ипотечный
Кредит под залог недвижимости
Государственный
Кредитором или заемщиком выступает государство
Международный
Кредиторами и заемщиками выступают различные страны
Деньги являются таким же товаром, как товары, услуги и т. д.
Спрос на деньги выступает как спрос на деньги для оплаты товаров, труда, земли, а также как спрос на покупку финансовых активов (ценных бумаг). Спрос на деньги растет при падении ссудного процента.
Предложение денег в форме наличных или безналичных денег является величиной относительно стабильной, обусловленной массой денег в обороте страны (на рис. 21 представлена вертикальной линией S).
Пересечение на графике рис. 21 линий предложения и спроса на деньги дает равновесную норму процента ZE, то есть такую плату за деньги, которая согласовывает желание собственника денег получить доход за предоставление их и желание того, кто занимает деньги с целью вложения их в выгодное дело.
Рынок ценных бумаг

Как известно, капитал может выступать в денежной, производственной и товарной формах. Именно рынок ценных бумаг (фондовый рынок) позволяет ускорить его переход от денежной к производственной форме. Он выполняет две генеральные функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и в мобилизации денег населения с тем, чтобы направить их на развитие тех отраслей, которые могут обеспечить более высокую экономическую эффективность от выпуска конкурентоспособной продукции и оказания услуг. Вторая предполагает мобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций. Ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношении по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Под ценной бумагой понимается продаваемый и покупаемый финансовый документ, дающий право его владельцу на получение в будущем денежной наличности.
В системе рынка ценных бумаг необходимо выделять рынки:
  • первичный и вторичный;
  • организованный и неорганизованный;
  • биржевой и внебиржевой;
  • традиционный и компьютеризированный и др.
    Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами
    Вторичный рынок — это сфера, где ценная бумага обращается после того, как ее приобрел первый покупатель, и она — по крайней мере один раз — меняет своего владельца.
    Как первичный, так и вторичный рынки ценных бумаг предполагают наряду с биржами существование различного рода специальных учреждений: брокерских контор, инвестиционных фондов, инвестиционных подразделений коммерческих банков, консультационных фирм и т. д. Эти учреждения должны размещать акции и облигации, торговать и содействовать торговле ценными бумагами, выяснять спрос и предложение и формировать курс ценных бумаг.
    Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности (они играют роль финансовых инвестиций) являются акции, облигации, банковские сертификаты, векселя, чеки, коносаменты, варранты, фьючерские контракты и др.
    Акции удостоверяют право акционера на долю в капитале акционерного общества и на получение дохода (дивиденда) как результата деятельности этого общества.
    Облигация — это единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода. Владелец облигаций имеет право получения их полной стоимости и заранее обусловленного дохода.
    Спрос на ценные бумаги зависит от объема свободных денежных средств покупателя ценных бумаг; от величины дохода за данные ценные бумаги; от альтернативных вариантов вложения капитала.
    Предложение ценных бумаг определяется потребностью эмитентов (тех, кто выпускает ценные бумаги — акционерные общества или государство) в инвестициях, то есть в деньгах, реализуемых от продажи ценных бумаг, которые будут вложены в прибыльное дело.
    Цена, по которой ценная бумага реализуется на вторичном рынке, называется курсом ценной бумаги. Существует курс акции, курс облигации.
    Курс акции =дивиденд (прибыль на акцию)/ норма ссудного процента
    Курс акции прямо зависит от дивиденда на данную акцию и обратно зависит от альтернативного варианта вложения денег, за которые куплена акция, — нормы ссудного процента. Номинальная цена акции не влияет на ее курсовую цену. В отличие от акции курс облигации зависит от номинальной цены облигации, а также от срока, в который эмитент обязан выкупить акцию у приобретателя акции (чем срок больше, тем курс выше).