7
Основные проблемы экономики
и их рыночное решение.

Фундаментальные экономические проблемы и их решение
Фундаментальными экономическими проблемами выспутают следующие:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Данные проблемы решались во всех экономических системах разных стран и народов.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием — рынок.
По определению, рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? для кого? определяют рынок, цены, прибыль и убытки.
Что? — решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами — потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.
Как? — решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку управление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.
Для кого? — решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
Понятие и виды конкуренции. Совершенная конкуренция
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere — сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Борьба за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Конкуренция (как и ее противоположность — монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка.
Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
  • количество фирм (хозяйственные, промышленные, торговые предприятия, имеющие права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  • дифференциация товаров (придание определенному виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей: фабричная марка, качество, цвет и др.);
  • участие фирм в контроле над рыночной ценой.
    Рыночное соперничество классифицируется так:
    по состоянию рынка
конкуренция
по способам соперничества
регулируемая
несовершенная
совершеннаяценовая
неценовая
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. При этом предполагается соблюдение следующих условий:
  • объем производства отдельной фирмы является незначитель ным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой то вара;
  • реализуемые каждым производителем товары являются одно родными;
  • покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то по высит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
  • продавцы действуют независимо друг от друга;
  • доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
    Последнее условие предполагает возможность каждого гражданина стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.
    Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. Несовершенная конкуренция, ее виды и формы
    Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX — начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.
    Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — прямая противоположность совершенной конкуренции.
    В экономической литературе дается следующая классификация монополий.
    С учетом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
    • чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
    • абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
      В зависимости от причин возникновения различают несколько видов монополий:
      • естественная монополия (ею обладают собственники и орга низации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также такие отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т. д.).
      • легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
      • искусственные монополии — объединения предприятий, со здаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монопо лии преднамеренно меняют структуру рынка, так как:
        —создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
        —ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
        —создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
        —применяют более крупный капитал;
        —«забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
        Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.
        Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
        Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
        Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
        Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
        Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии:
        • монопсония;
        • олигопсония;
        • олигополия;
        • дуополия;
        • билатеральная монополия.
          Монопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
          Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца.
          Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной маcсы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
          • рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые тор гово-промышленные фирмы;
          • структура, в которой несколько крупных поставщиков, не свя занных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
          • рынок, в котором господствует группа корпораций типа «произ водственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации.
            Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.
            Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия — наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.
            Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия). Тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения
            Итак, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер.
            • Во-первых, монополия в современных условиях обладает до вольно точной информацией о потребителях и потенциальных кон курентах.
            • Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает суще ственное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной.
            • В-третьих, монополия через каналы финансовых и политичес ких связей оказывает воздействие на заказчика в лице государствен ных учреждений или на компанию контрагентов.
              Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
              Основные формы монополистической конкуренции

              Научно-техническое соперничество.Борьба за повышение конкурентоспособности фирмы проводится путем:
              • разработки новых продуктов; внедрения современных техноло гических процессов;
              • накопления и использованья научно-технической информации; приобретения и использованья патентов.
                Промышленно-производственное соперничество.Проявляется в виде наращивания производственных возможностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирмы с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться
                Торговое соперничество. Эта форма соперничества основывается на манипулировании ценами, которые формируются в результате трехстороннего соперничества:
                • во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам;
                • во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам;
                • в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.
                  Различают ценовую и неценовую конкуренцию.
                  Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
                  Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое — совершенствование технических характеристик товаров; второе — улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.
                  Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
                  Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совер-шенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.