13
Функции предприятия
и роль предпринимателя.

Предприятие и его функции

Несмотря на особенности разных видов предприятий (завод, парикмахерская, банк), им свойственны общие черты:
  • предприятие представляет собой технологически обособленную совокупность средств производства и рабочей силы (трудовой кол лектив);
  • предприятие — это звено национальной или международной специализации, так как занимается производством определенного товара или услуги;
  • предприятие отличается экономической обособленностью и са мостоятельностью;
  • предприятие имеет определенную организационно-правовую форму.
    Предприятие (фирма) выполняет следующие функции в экономике:
    • удовлетворение потребностей населения путем производства то варов и услуг;
    • производство товаров и услуг с минимальными затратами;
    • реализация произведенной продукции.
      Функция предприятия — это производственная функция:
      Q = f(K,L), где Q — количество произведенной продукции;
      К — количество использованного капитала (средств производства);
      L — количество использованного труда.
      Целью предприятия является оптимизация производственной функции, что значит поиск варианта использования минимального количества ресурсов, способных произвести максимальное количество продукции.
      Функции предприятия

      Производственно-технологическая функция. Предприятие обеспечивает процесс производства необходимыми ресурсами, внедряет новейшие технологии, рационализаторские предложения
      Экономическая функция. На предприятии происходит управление процессом производства и сбытом продукции, заключаются контракты, происходит наем рабочей силы, распределение доходов после реализации продукции и т. д.
      Социальная функция. Заключается в создании условий труда, охране труда; в предоставлении материальной помощи работникам; в благотворительной деятельности
      Внешнеэкономическая функция. Предприятие принимает участие в международном обмене, в совместном с иностранными партнерами производстве, строительстве, научно-техническом сотрудничестве
      Несмотря на самостоятельность предприятий, они действуют совместно. Те из них, которые производят однородную продукцию, объединяются в отрасль. Все отрасли специализируются и взаимодействуют путем обмена продукцией, при этом представляя собой в совокупности единый хозяйственный организм — национальную экономику.
      В рыночной экономике производственная деятельность предприятия имеет характер предпринимательской деятельности.
      Предпринимательство в Украине

      Согласно статье 42 Конституции Украины, каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Осуществление предпринимательской деятельности регулируется Законом Украины «О предпринимательстве» и другими нормативными актами.
      Предпринимательство — это непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.
      Характерные признаки предпринимательства:
      • Самостоятельность — заключается в свободе предпринима тельства, его независимости от государственных органов, которые могут вмешиваться в деятельность предпринимателей только в соот ветствии со своей компетенцией (например, при осуществлении кон троля).
      • Инициативность — означает предприимчивость, активное ведение хозяйственной деятельности.
      • Систематичность — заключается в том, что предпринима тельством признается не одноразовое действие, а постоянная деятель ность.
      • Существенным признаком предпринимательства является его риск, то есть возможность получения отрицательных результатов, самостоятельное несение имущественной ответственности за резуль таты своей хозяйственной деятельности, причинение убытков.
        Законом предусмотрена свобода предпринимательства, которая заключается в том, что предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
        Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:
        • граждане Украины, других государств, не ограниченные зако ном в правоспособности или дееспособности;
        • юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины «О собственности».
          Не допускается занятие предпринимательской деятельностью таких категорий граждан, как:
          • военнослужащие;
          • служебные лица исполнительных и правоохранительных орга нов власти.
            Для осуществления предпринимательской деятельности, которая лицензируется, необходимо получить соответствующую лицензию и следовать определенным условиям и правилам осуществления данного вида деятельности (лицензионные условия), которые устанавливает Кабинет Министров Украины.
            Принципы, на основании которых осуществляется предпринимательство:
            • свободный выбор деятельности;
            • привлечение на добровольных началах к осуществлению пред принимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
            • самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, уста новление цен в соответствии с законодательством;
            • свободный наем работников;
            • привлечение и использование материально-технических, фи нансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, исполь зование которых не запрещено или не ограничено законодатель ством;
            • свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;
            • самостоятельное осуществление предпринимателем-юридичес- ким лицом внешнеэкономической деятельности, использование лю бым предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выруч ки по своему усмотрению.
              Виды предпринимательства. Функции предпринимательства
              С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.
              Производственное предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности (промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др.).
              Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, в станкостроении и т. д.
              Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так в организациях этого вида (фирмы, компании, предприятия) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (население, предпринимательские фирмы, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства. Разумеется, производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (не зависимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.
              Второй вид предпринимательской деятельности — коммерческо-торговое предпринимательство. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями.
              Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия:
              • относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэто му обязательно хорошее знание рынка);
              • более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить не обходимую прибыль.
                Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
                Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги.
                Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации.
                Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Национального банка Украины и Министерством финансов Украины.
                Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.
                Финансово-кредитное предпринимательство осуществляют следующие рынки:
                • рынок ценных бумаг;
                • рынок банковских услуг;
                • рынок страховых услуг;
                • рынок иных финансовых услуг.
                  В развитой рыночной экономике важным видом деятельности является посредническая предпринимательская деятельность. В процессе ее организации сами субъекты экономической деятельности не производят и не продают непосредственно товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации; брокеры, дилеры, дистрибьюторы биржи; коммерческие банки и другие кредитные организации.
                  Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций.
                  Важнейшим видом предпринимательства является специализированная страховая деятельность. При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь. При этом страховые компании взимают плату при заключении договора страхования и для получения предпринимательской прибыли и компенсации своих издержек и вероятного риска. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователю (организации, предприятие, физические лица) получить соответствующую компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
                  Функции предпринимательства

                  Предпринимательство выполняет общеэкономическую функцию, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей (домохозяйства, другие предприниматели, государство), что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а также проявляется общеэкономическая функция в системе хозяйственных отношений.
                  Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь, — трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, если будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.
                  Предпринимательству свойственна творчески-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, а также условиями принятия управленческих решений.
                  В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Одновременно развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.
                  Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д.
                  Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.
                  История изучения предпринимательства

              Термин «предприниматель» (entrepreneur) введен в научный оборот в XVIII веке французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном, родившимся в 1697 году в Ирландии и уже в 20-летнем возрасте получившим известность преуспевающего парижского банкира. В опубликованной после его смерти работе «Очерк о природе торговли» люди, самостоятельно работающие в условиях собственного экономического риска и использующие золотой принцип коммерции «купи дешевле, продай дороже», впервые конкретно названы предпринимателями.
              Вплоть до появления «Протестантской этики и духа капитализма» М. Вебера (1921 г.) и «Буржуа» В.Зомбарта (1913 г.) исследование предпринимательства являлось прерогативой представителей экономической науки. Именно данные работы, а также книга Й.Шум-петера «Теория экономического развития» (1934 г.) заложили основы анализа предпринимательства. Их идеи были развиты такими учеными, как И. Кирцнер, Ф. Визер, Л. Мизес, Ф. Хайек, П. Дру-кер, Д. Макклелланд, Дж. Шэкль и др.
              «Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
              «Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на возможном риске предпринимателя. Согласно Р. Кантильону, предприниматель — это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести Й. Тюнена, Г. Мангольдта — представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта.
              У А. Смита капиталист — это тот, кто живет на прибыль от капитала, но он же выполняет и предпринимательские функции. Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель по большей части является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить заговор против покупателей или принять какое-нибудь соглашение для повышения цен.
              По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия:
              • у предпринимателя должна быть личная выгода от предприя тия;
              • конкуренция должна держать его в определенных условиях.
                А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, поскольку «правительства — всегда и без исключения величайшие расточители...».
                Аналогичен подход и Д. Рикардо, для которого предприниматель — это «капиталист, ищущий прибыльного применения для своих средств».
                Интерес представляет мнение Ж. Бодо (1797 г.) о том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо совмещает функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.
                Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Ж. Сэй (1767—1832 гг.), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет со страниц экономической теории». Он разработал теорию трех факторов производства (земля, труд, капитал), которые являются источником богатства общества. Сэй рассматривал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя — промышленный предприниматель. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства.
                В 1890 г. была опубликована книга А. Маршалла «Принципы политической экономии», в которой выделены две основные функции предпринимателя:
                • «конструирование» общего плана производства;
                • контроль за осуществлением его составных частей.
                  В. Зомбарт выделил в качестве основ капитализма предпринимательский и мещанский дух. Первый включает такие черты, как жажда денег, страсть к приключениям, изобретательность, и получает реализацию через соединение капиталистического предпринимательского духа с предприятием. В свою очередь предприятие — это «всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненных одной воле»; предпринимателя характеризует «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия».
                  «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты.
                  Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Й. Шумпе-тер (1883—1950 гг.). В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. «Если вместо количества факторов, — писал он, — мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение». Предприниматель в такой ситуации призван «делать не то, что делают другие», и «делать не так, как делают другие».
                  Предпринимательская деятельность проявляется через 5 типов комбинаций:
                  • производство новых благ или улучшение качества существую щих;
                  • внедрение новых способов производства или коммерческого ис пользования существующих товаров;
                  • открытие и освоение новых рынков сбыта;
                  • освоение новых источников получения сырьевых материалов или полуобработанных товаров;
                  • проведение реорганизации в отрасли и создание промышленных организаций нового типа.
                    Заслуга Й. Шумпетера состоит в создании целостной теории предпринимательства, сочетающей экономическое обоснование инновационной функции предпринимательства и попытку разработки психологического портрета предпринимателя. Тем самым были заложены основы функционального подхода в изучении предпринимательства.
                    Шумпетер еще раз подчеркивает такие качества предпринимателей, как специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку. Предприниматель может быть лишен внешнего блеска, но он — революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции.
                    Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу «еще больше».
                    • Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и — в большинстве случаев, хотя и не всегда — свою династию. Своя империя дает предпринимателю простор и чувство власти. Шумпе тер выделяет следующую группу мотивов: одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать «сферой влияния»; третий движим «снобизмом», но не станет этого делать.
                    • Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха.
                      В обоих случаях, считает Й. Шумпетер, экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь — всего-навсего показатель успеха (зачастую только потому, что другого нет) и символ победы. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических.
                    • Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только в предпринимательской деятельности становится определяющим мотивом поведения предпри нимателя. Это и просто удовольствие от работы, и радость, которую испытывает человек от «своего творения». И здесь блага приобретают ся не ради них самих, т.е. теряется обычный смысл их приобретения.
                    • Й. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора:
                      • организационно-хозяйственное новаторство;
                      • экономическая свобода.
                        Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.
                        И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональной предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства.
                        Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
                        «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменение экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающейся экономической системе.
                        Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» писал, что не только стремление к выгоде движет предпринимателем. Профессиональный долг, особо остро ощущаемые обязательства перед делом — вот истинные мотивы такой деятельности.
                        По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, делом предпринимателя является не просто экспериментирование с новыми технологическими методами, но и отбор из множества возможных методов именно тех, которые наиболее выгодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются.
                        Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимательства в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой «уравновешивающую» силу.
                        По мнению Ф. Хайека, предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, доля частных лиц, готовых опробовать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих «молодых» странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами. Следовательно, для развития предпринимательства необходимо изменить общественный менталитет, сформировать в стране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.
                        Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии.
                        Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно, и с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
                        В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству.
                        Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — интракапитал.
                        Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
                        Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. Друкер стоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на всемерном использовании инноваций. По его мнению, предпринимателем считается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Предпринимательские предприятия характеризуются прежде всего тем, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразуют ценностные установки. Однако, по мнению П. Друкера, принципы предпринимательства практикуются также и на крупных и даже на старых предприятиях. Чтобы малое предприятие функционировало как предпринимательское, оно должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое, хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности, по мнению Друкера, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.
                        П. Друкер считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика. Конечно же, предпринимательство имеет свою базу знаний, а знания в предпринимательстве являются средством для достижения цели. Однако многие специалисты сегодня рассматривают предпринимательство как нечто имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже «озарение». Но в то же время сам Друкер считает, что предпринимательству следует учить. Не случайно в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах. По мнению ученого, базой предпринимательства являются современные знания. Содержанием, функцией предпринимательства являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении, поэтому управление — это новая технология (а не новая отрасль или изобретение), которая делает американскую экономику предпринимательской .
                        Как считает П. Друкер, предпринимательство основывается на экономической и социальной теориях, согласно которым изменения — вполне нормальное и естественное явление. Новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разрушение» (как ранее указывал Й. Шумпетер). Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. Ресурса как такового не существует до тех пор, пока человек не найдет в природе что-нибудь полезное и не наделит его экономической ценностью. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменение их признаков, что позволяет добиться успеха. По мнению ученого, предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.
                        Друкер формулирует четыре предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:
                        • ворваться первым и нанести массированный удар;
                          напасть быстро и неожиданно;
                          найти и захватить «экономические ниши»;
                        • измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.
                          П. Друкер считает, что в принципе, предпринимательство не является рисковой деятельностью, за исключением осуществления бизнеса в отдельных отраслях. А почему же предприятия разоряются? Потому, считает Друкер, что предприниматели являются некомпетентными людьми в той сфере бизнеса, в которой функционировали их предприятия. «Знания в предпринимательстве являются средством для достижения цели», а дисциплина инноваций — базой знаний предпринимателей.
                          Личностные качества предпринимателя

На вопрос, какой совокупностью личных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем, нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Многочисленные исследователи этой актуальной проблемы в западных странах выделяют различные черты характера, навыки и знания, необходимые индивидууму для предпринимательской деятельности.
Так, цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими чертами:
  • быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными;
  • проявлять лидерство;
  • уважать мнение других, позитивно относиться к людям;
  • постоянно учиться;
  • быть готовыми к принятию риска;
  • уметь преодолевать сопротивление окружающей среды;
  • проявлять настойчивость в достижении поставленной цели;
  • обладать чувством ответственности, упорства, большой силой воли;
  • иметь творческое начало;
  • быть трудолюбивыми и иметь высокую работоспособность;
  • уметь привлекать необходимых партнеров;
  • иметь коммерческий и финансовый склад ума;
  • уметь законным путем получать причитающуюся ему прибыль.
    Характерно, что в развитых странах даже государственные орга ны дают свои рекомендации по данной проблеме.
    Так, Администрация малого бизнеса США (малого предпринимательства) считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии:
    • энергия, умение заставить других работать;
    • умение думать;
    • умение строить взаимоотношения с людьми;
    • коммуникабельность;
    • знание техники и технологии.
      Администрация малого бизнеса США рекомендует начинающим предпринимателям, прежде чем начинать собственное дело, дать объективную оценку своим качествам, ответить на следующие вопросы:
      • Я сам начинаю дело?
      • Насколько я в ладу с людьми?
      • Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоци ональным потенциалом для успешного ведения дела?
      • Насколько хорошо я планирую и организую свои дела?
      • Достаточно ли сильно мое желание придерживаться намечен ной цели?
      • Как ведение бизнеса отразится на моей семье?
        Практический интерес имеют исследования, проведенные американской фирмой «Макбер энд Компани» при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США, которые позволили определить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми предпринимателями.
        Ниже приводятся наиболее важные личностные качественные характеристики предпринимателей: поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его к этому вынудят события);
        • упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы достойно встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели);
        • готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или уме ренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
        • ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить стандарты эффективности);
        • вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответ ственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них);
        • целеустремленность (явно выражает цели; имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи);
        • стремление быть информированным (лично обобщает инфор мацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих це лях личные и деловые контакты для своей информированности);
        • систематическое планирование и наблюдение (планирует, раз бивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми резуль татами и использует процедуры слежения за выполнением работы);
        • способность убеждать и устанавливать связи (использует осто рожные стратегии для выполнения дела и для убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);
        • независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).
          Разумеется, приведенные личностные характеристики не являются генетически приобретенными, они вырабатываются человеком в процессе предпринимательской деятельности, во многом определяются личностью индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой.
          Большинство исследователей проблемы личностных качеств предпринимателей приходят к выводу, что это люди, обладающие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобретений, технологий, люди постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии. Они готовы на разумный, строго рассчитанный риск, ибо без риска нет предпринимательства.
          Предприниматели — это люди, способные постоянно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, поэтому они постоянно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом. Удачливые предприниматели понимают, что постоянно пополняемые знания являются базой предпринимательства. Инструментом, основным рычагом развития предпринимательства являются инновации, нововведения. Это смелые люди, но смелость их ограничена уровнем разумных притязаний.
          М. Стори, автор монографии «Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри», размышляя о качествах предпринимателей, рассказывает, с какими трудностями приходится сталкиваться предпринимателю: постоянная перестройка своего бизнеса, внесение изменений и улучшений, способность начать все сначала, умение преодолевать косность и рутину окружающей среды и прочие трудности.
          Умение преодолевать сопротивление агрессивной внешней окружающей среды особенно свойственно отечественным цивилизованным предпринимателям, что объективно связано с прошлым (да и настоящим) общественным менталитетом, неразвитостью рыночных отношений и незащищенностью граждан от сонма чиновников, рэкетиров и грабителей.
          Участники конференции по предпринимательству, которую в 90-х годах проводил Станфордский университет, пришли к выводу, что ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и так же всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. Как видим, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личными характеристиками.
          М. Стори, давая оценку удачливым предпринимателям, возглавляющим быстрорастущие фирмы, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общими характерными чертами всех преуспевающих предпринимателей являются настойчивость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором предпринимателя. Тот человек, который своей целью поставит добиться только больших доходов, обязательно доведет свою фирму до финансового краха.
          На вопрос «кто такие преуспевающие предприниматели?» М. Сто-ри дает пространные ответы, среди которых хочется выделить следующие:
          • у них есть видение или мечта, которую они ежедневно пресле дуют;
          • безграничная вера в свою продукцию или виды услуг;
          • они постоянно стремятся что-то сделать;
          • oни изобретательны;
          • они нетерпеливы и раздражительны, им всегда не хватает вре мени;
          • они упорны и настойчивы;
          • они нацелены на прибыль;
          • они нацелены на успех, планируют на несколько лет вперед;
          • лучше, чем кто-либо, знают свою силу и слабости;
          • не боятся начать все снова;
          • деньги не являются для них главным или единственным побу дительным мотивом;
          • они все делают сами;
          • они понимают значение тонких изменений, влияющих на ус пех в бизнесе;
          • они хотят расти;
          • понимают главенствующую роль потребителя;
          • не думают, что идут на большой риск;
          • они практичны;
          • они просят то, чего действительно хотят;
          • они очень чувствительны к рынку;
          • их трудно запугать;
          • они привыкли к одиночеству;
          • они готовы поделиться;
          • они противоречивы, упрямы и капризны.
            Вот кто такие удачливые предприниматели. Конечно, не со всеми отмеченными чертами характера можно согласиться, потому что отдельные из них, например упрямство, капризность, не могут, по нашему мнению, способствовать успеху предпринимателя.
            Большая часть вышеназванных качеств и мотивов поведения присуща многим отечественным предпринимателям.