14
Предпринимательский
доход.

Затраты фирмы, их виды

Важнейшими функциями фирмы с точки зрения общества являются: определение и удовлетворение нужд потребителей; организация производства; участие в распределении общественного дохода; инвестиции в реальный капитал.
Издержки (затраты) — главный фактор, влияющий на объем предложения фирмы и на ее прибыль.
Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько товара произвести, фирма должна проанализировать издержки.
Издержки производства — это затраты на приобретение всех видов факторов производства, необходимых для создания определенного товара.
Виды затрат (в зависимости от метода их оценки)

Бухгалтерские (внешние или явные). Это фактические затраты предприятия, которые идут на покупку ресурсов (сырье, топливо, электроэнергия, оборудование, оплата труда) у внешних владельцев ресурсов. Такие расходы учитываются в бухгалтерских отчетах и называются бухгалтерскими.
Внутренние (неявные).Это затраты, связанные с использованием собственных ресурсов фирмы. Так как фирма могла бы использовать свои ресурсы в других сферах деятельности, необходимо подсчитать возможные потери. Поэтому неявные издержки включают:
  • «потерянную» заработную плату, которую мог бы получить пред приниматель как нанятый работник по своей специальности;
  • «потерянную» арендную плату, если бы он сдал в аренду свои производственные помещения;
  • «потерянный» процент на сумму денег, которые предпринима тель мог бы положить в банк вместо инвестирования в производство;
  • нормальную прибыль как доход, достаточный для того, чтобы предприниматель оставался в данной отрасли.
    Нормальная средняя прибыль — это средний (нормальный) доход (прибыль) на капитал, вкладываемый в дело со сходной степенью риска.
    Экономические (альтернативные).Это бухгалтерские (явные) издержки + неявные издержки.
    В зависимости от влияния изменения объема производства на издержки, они делятся на постоянные и переменные.
    Постоянные издержки FC (fixed cost)— это те, которые не зависят от объема производства.
    К ним относятся выплата процентов по кредитам, отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, зарплата управленческого персонала и т. д. Эти затраты должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
    Переменные издержки VC (variable cost) — это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, заработную плату и т. п. По мере роста объема производства они возрастают.
    Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие, издержки ТС (total cost): ТС =FC + VC. Если объем производства равен нулю (т. е. необходимые инвестиции сделаны, но производство еще не начато), валовые издержки равны постоянным издержкам. С ростом производства валовые издержки возрастают на сумму переменных издержек.
    Деление издержек на постоянные и переменные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено.
    Для измерения издержек на изготовление единицы продукции используются следующие категории:
    • средние общие АТС (average total cost), которые равны сумме средних постоянных и средних переменных:
      ATC=AFC + AVC;
    • средние постоянные AFC (average fixed cost), которые опреде ляются делением общих постоянных издержек на количество про изведенной продукции:
      AFC = TFC : Q;
    • средние переменные издержки AVC (average variable cost), которые образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:
      AVC = TVC : Q.
      С целью определить максимальный выпуск продукции, на который может пойти фирма, рассчитывают предельные издержки.
      Предельные издержки МС (marginal cost) — это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска.
      Они важны для определения стратегии фирмы. Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту переменных издержек, т. е. сырья, рабочей силы и т. д.
      Предельные издержки являются самым важным параметром, влияющим на решение фирмы об объеме производства. Экономические исследования показали, что на начальном этапе наращивания производства МС снижаются, а затем начинают возрастать. Если МС снижаются, то ТС растут, но относительно медленно: темп их роста замедляется. Если МС возрастают, то ТС ускоряются: темп их роста начинает увеличиваться.
      Таким образом, при росте производства:
      • АТС находятся в фазе снижения до тех пор, пока они превосхо дят МС;
      • AVC находятся в фазе снижения до тех пор, пока они превышают предельные переменные издержки, которые, в свою очередь, равны МС, поскольку прирост AFC равен нулю;
      • AFC неуклонно снижаются по мере роста производства;
        В точке минимума (точка А на рис. 24) средних издержек АТС и МС равны друг другу.
        В точке минимума (точка В на рис. 24) средних переменных издержек AVC и МС равны друг другу.
        Точка безубыточности и оптимальный объем продукции фирмы

        Главной целью компаний любой формы собственности является получение максимально возможной прибыли. Максимизация при- были обеспечивается выпуском оптимального количества готовой продукции.
        Прибыль Рг — это разница между полученным доходом фирмы TR (выручкой, total revenue) и затратами ТС фирмы: Pr = TR- ТС.
        Общий (совокупный, валовой) доход (выручка) — это сумма денег, которую получила фирма от реализации продукции за определенный промежуток времени:
        TR = P QQ, где Р — цена проданного товара;
        Q — объем продаж.
        Уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу, называется точкой перелома (точка безубыточности).
        Точка безубыточности:
        TR= ТС
        • Если цена равна средним валовым издержкам, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует.
        • Если цена меньше средних валовых издержек, то фирма несет убытки и может обанкротиться.
        • Если цена больше средних валовых издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.
          Деятельность фирмы экономически оправдана только при тех объемах производства, которые лежат в интервале между точками перелома, так как только в этом случае она получает положительную прибыль. Фирма достигает максимума прибыли тогда, когда производит такой объем продукции, при котором валовой доход в максимальной степени превышает валовые издержки.
          Сколько продукции в общем случае должна выпускать компания, чтобы максимизировать прибыль?
          Независимо от того, на каком рынке действуют фирмы, существует единый набор правил, которым они должны следовать, чтобы выбрать оптимальный объем продукции. Эти правила задает анализ предельных показателей.
          Напомним, что Рг = TR — ТС, следовательно
          APr = ATR-ATC,
          то есть предельная прибыль от производства дополнительной единицы продукции равна разнице между предельным доходом от реализации этой единицы и предельным и издержками на ее изготовление.
          Поскольку TR (при увеличении объема продукции на единицу) равно MR (предельному доходу, marginal revenue), а АТС (при увеличении объема продукции на единицу) равно МС, то APr = MR - МС.
          Прибыль фирмы увеличивается до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет давать положительный прирост прибыли (Рг), т. е. пока MR > МС.
          Следовательно, до тех пор пока MR > МС, можно увеличивать и объем продукции.
          Когда MR сравняется с МС, фирма достигнет максимально возможной прибыли. Произведенный объем продукции и будет оптимальным.
          Фирме, следовательно, всегда необходимо «работать» при таком объеме производства, который обеспечивает ей равенство предельного дохода и предельных издержек.
          Доход и прибыль фирмы

          Основной показатель деятельности фирмы — прибыль, т. е. превышение дохода над затратами.
          Прибыль — это вознаграждение предпринимателя за риск, мотив его деятельности.
          Прибыль предпринимателя включает следующие структурные элементы:
          • заработная плата предпринимателя за выполняемые им функ ции;
          • нормальная прибыль (процент) на вложенный капитал;
          • доход, обусловленный монопольным положением предпринима теля (благодаря искусственным препятствиям для конкурентов) или овладением ведущими позициями в отрасли.
            Следует различать:
            бухгалтерскую прибыль — разность между выручкой и вне шними издержками фирмы;
            экономическую прибыль — разность между выручкой и всеми (внешними и внутренними) издержками;
            чистую прибыль — прибыль, остающуюся у предпринимате ля после всех отчислений (налогов, процентов за кредит и т. д.)
            Существует два основных способа увеличения прибыли:
            • уменьшать затраты (минимизировать их) путем экономии ре сурсов и рационального их использования;
            • повышать цену на продукцию.
              Правила получения прибыли:
              • «Золотое правило» бизнеса: MR (предельный доход) = = МС (предельные затраты) — это точка максимизации прибыли.
              • Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена больше средних валовых издержек, т. е. Р > АТС.
              • Фирма получит нулевую экономическую прибыль в точке, где
                MR = MC = P = АТС .
              • Если цена ниже средних общих издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то фирма может не закрываться, но должна принять меры, чтобы снизить убытки.
              • Если цена ниже минимального значения средних переменных издержек (Р < min AVC), то фирма должна закрыться.
                В рыночной экономике прибыль выполняет такие функции:
                • стимулирующая (прибыль стимулирует предпринимателя за ниматься предпринимательской деятельностью);
                • инновационная (стимулирует поиск новых, нетрадиционных решений в условиях конкурентной борьбы);
                • функция развития производства и технологий (прибыль источ ник обновления ресурсов и размещения производства);
                • перераспределительная (ресурсы «направляются» в ту отрасль, где норма прибыли выше);
                • фискальная (налог с прибыли — это доходная часть бюджета).
                  Факторы, влияющие на изменение предпринимательского дохода

                  Внешние факторы (мало или не зависят от предпринимателя):
                  • спрос на товары и услуги, которые предлагаются предпринима телем;
                  • конъюнктура рынка;
                  • налоги и др.
                    Внутренние факторы (определяются предпринимателем): производительность труда на предприятии;
                    • эффективность использования ресурсов;
                    • информированность предпринимателя;
                    • использование передовых технологий и др.
                      С точки зрения использования доход предпринимателя делится на лично потребляемый и служащий накоплению капитала. Основа развития фирмы — использование дохода в целях расширения производства.
                      Относительная величина доходов фирмы характеризуется нормой прибыли.
                      Норма прибыли — это отношение прибыли к издержкам производства, выраженная в процентах.
                      Принцип поведения производителя — это экономическая целесообразность, обусловленная стремлением максимизировать прибыль и минимизировать затраты.
                      Погоня за прибылью приводит к росту производства, а значит, и к увеличению затрат.
                      Производство дополнительной единицы продукции влечет за собой увеличение общей выручки на определенную величину, которая называется предельной выручкой (Marginal revenue), а значит, и увеличение общих затрат на величину предельных затрат (marginal cost).
                      Производитель получает прибыль, если предельная выручка превышает предельные затраты.
                      Как же изменяются предельные затраты с изменением объемов производства? При условии неизменности технологии производства, ответ связан с продуктивностью используемых факторов (ресурсов) производства.
                      Закон падения продуктивности факторов производства утверждает, что при наличии в производстве постоянных и переменных ресурсов, продуктивность дополнительной единицы переменного фактора с определенного момента времени будет падать.
                      Значение данного закона для производителя аналогично закону падения предельной полезности при анализе поведения потребителя. Понятно, что производитель вынужден будет прекратить производство в тот момент, когда выручка от реализации дополнительной единицы продукции сравняется с затратами, связанными с выпуском этой дополнительной единицы.