24
Регуляция государством
денежного оборота.

Рынок кредитов и денег. Спрос и предложение денег

Функционирование рынка кредитов связано с такими субъектами деятельности, как домашние хозяйства, предприниматели, государство и иностранцы.
Домашние хозяйства поставляют на рынок кредитов собственные сбережения и формируют спрос на ссуды, чаще всего на кредиты для приобретения предметов долгосрочного пользования: автомобилей, домов и т. д.
Предприниматели на рынке кредитов предлагают временно свободные средства, образовавшиеся, например, после продажи партий товаров, а также при накоплении амортизационных средств. Они формируют спрос на инвестиции с целью расширения производства.
Государство поставляет на рынок кредитов свободные средства и может получать кредиты на покрытие государственного долга.
Иностранцы предлагают на рынке кредитов свободные средства и получают кредиты. Дефицит платежного баланса, возникающий в процессе внешнеэкономической деятельности, финансируется за счет иностранного долга. Активное сальдо платежного баланса означает, что кредиты направляются за рубеж.
Вознаграждение, которое получает владелец денег, предоставивший ссуду пользователю, называется ссудным процентом.
Вознаграждение, которое получает банк, предоставляя кредиты своим клиентам, называется банковским процентом за кредит.
Именно банковский процент выполняет на рынке кредитов стимулирующую или сдерживающую роль, поощряя либо уменьшая заинтересованность в кредитовании.
Банковский процент как явление рыночной экономики формируется под влиянием спроса на деньги и их предложения. Важное следствие проведения денежной политики — влияние на норму ссудного процента. Чтобы понять возможные направления такого влияния, необходимо рассмотреть факторы, определяющие спрос на деньги и их предложение.
Спрос на деньги со стороны производителей и потребителей зависит от уровня экономической активности, поскольку она обеспечивает увеличение объема текущих соглашений между предпринимателями и, соответственно, увеличение объема созданных товаров и услуг.
Спрос на деньги со стороны предпринимателей зависит от потребностей в инвестициях, возрастающих в период экономического подъема и структурной перестройки экономики. Спрос на деньги со стороны государства зависит от баланса государственного бюджета. Рост бюджетного дефицита порождает государственный долг, а необходимость его возвращения и уплаты процентов по нему определяет спрос на деньги.
Предложение денег в рыночной экономике формируется банковской системой путем кредитования экономических субъектов.
Кредит — предоставление денежных средств во временное пользование и за определенную плату.
Кредитор —тот, кто выдает ссуду, заемщик —получатель ссуды. Признаками кредита являются:
  • возвратность;
  • определенные сроки пользования;
  • платность;
  • материальное обеспечение или другое гарантийное покрытие.
    По срокам пользования кредиты обычно делятся на:
    • краткосрочные;
    • среднесрочные;
    • долгосрочные.
      Сроки определяются целями использования кредитных средств.
      В Украине в последние годы явно преобладают краткосрочные кредиты, что связано со многими обстоятельствами: инфляцией, спадом производства, неплатежами и др. Отсутствие или низкий удельный вес средне- и долгосрочных кредитов означает, что практически не работает такой важный источник инвестиций для экономического развития, как кредитные средства. Такие обстоятельства существенно ухудшают перспективы национальной экономики.
      В условиях кредитного договора обычно определяется, что будет служить покрытием кредита в случае его невозврата. Материальным обеспечением кредита могут быть капитал, ценные бумаги, земля, недвижимость и другое имущество ссудополучателя.
      Влияние кредита на экономические процессы:
      • во-первых, кредит расширяет инвестиционные ресурсы пред приятий, в качестве которых, как известно, выступают также амор тизационный фонд, нераспределенная прибыль, средства, получен ные от продажи собственных акций и др. Кредит занимает одно из ведущих мест в структуре инвестиционных источников;
      • во-вторых, кредитное дело способствует концентрации инвес тиционных ресурсов;
      • в-третьих, кредитные отношения способствуют эффективному распределению и использованию денежных ресурсов (взяв деньги в долг, заемщик будет активно действовать, чтобы получить доход, возвратить долг, уплатить процент);
      • в-четвертых, кредит ускоряет кругооборот фондов предпри ятий (материально-вещественные и денежные ресурсы), способ ствует расширению обменных операций.
        Таким образом, кредит является неотъемлемым элементом современной экономики, его использование повышает уровень эффективности экономического сотрудничества людей.
        Процент — это цена, которую должен уплатить заемщик за пользование кредитом. Величина процента определяется в денежных единицах.
        Процентная ставка — это цена ссуды в процентах от ее величины. Величина процентной ставки на рынке денег зависит от соотношения спроса и предложения денег.
        Ряд факторов, определяющих спрос и предложение:
        • текущий уровень и ожидаемые изменения инфляции;
        • стадия экономического цикла;
        • политика Центрального банка и др.
          Процентная ставка определяет величины спроса и предложения. При меньшей цене денег (согласно закону спроса), происходит рост величины спроса, т.е. пользование заемщиков кредитами увеличивается, а при увеличении цены денег — наоборот, уменьшается. Рост процентной ставки ведет к повышению величины предложения кредитов, ее снижение — к уменьшению. В состав кредитной системы входят банковские и небанковские финансово-кредитные институты. Банковская структура представлена Центральным банком, коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными институтами.
          Роль банков в регулировании денежного рынка

          Современная банковская система имеет двухуровневое построение. Ее основание — нижний ярус — составляют коммерческие банки, а вершину — верхний уровень — Центральный банк.
          Кредитное дело зародилось очень давно. На определенной стадии его развития возникли коммерческие банки, которые сконцентрировали выполнение целого ряда кредитно-денежных операций. Правда, до сих пор остается недостаточно выясненным вопрос о том, когда и где все-таки был создан первый коммерческий банк. Так, по одним сведениям, первый частный банк появился в Венеции в 1157г., другие исследователи полагают, что первый банк как специальный кредитно-расчетный институт возник в Генуе в 1407 г. Как бы там ни было, массовое распространение коммерческих банковских институтов приходится на XVII—XVIII вв.
          Банки выступают основными институтами кредитно-денежной системы. Именно они организуют обращение значительной части кредитных денег, занимающих доминирующее положение в общем объеме денежной массы. Более того, банки располагают возможностями создавать такие деньги и тем самым увеличивать их предложение.
          Коммерческий банк представляет собой финансовый институт, который принимает вклады и выдает коммерческие ссуды. Иными словами, банк — это предприятие, которое покупает и продает деньги.
          Покупка (мобилизация) денег связана для банка с расходами, а продажа (выдача ссуд) приносит доходы.
          Банку удается достигнуть своей коммерческой цели, т. е. получить прибыль, только в том случае, если маржа — разница между процентами от кредита и процентами от депозита — положительна. И чем выше эта разница, тем лучше финансовые результаты коммерческого банка.
          Таким образом, банк, выступая в роли посредника между держателями временно свободных денежных средств и теми, кто в них нуждается, является одним из институтов рыночной инфраструктуры.
          Резервы коммерческих банков — это активы банков, которые могут быть использованы для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Норма резервов (резервная норма) — это отношение суммы резервов к сумме вкладов, принятых банком.
          Роль резервов-активов выполняют:
          • наличные деньги, которыми располагает банк;
          • средства, резервируемые Центральным банком;
          • кредиты, выданные предприятиям, домашним хозяйствам, другим банкам; ценные бумаги (акции, облигации);
          • имущество банка и др.
            Применение банками порядка частичного резервирования придает банковской системе ряд важных свойств:
            • во-первых, у банков появляется возможность увеличивать пред ложение денег;
            • во-вторых, возникает потенциальная угроза стабильности де нежной системы в случае одновременного массового предъявления требований клиентов к банкам по возврату денег.
              Банки удерживают (резервируют) только часть полученных от вкладчиков денег, а остальные деньги отдают в кредит.
              Исходным пунктом деятельности коммерческого банка является формирование денежной суммы, которую можно использовать для выдачи кредитов. Для этого банк должен привлечь временно свободные денежные средства, имеющиеся в распоряжении различных экономических субъектов. Поставщиками денег могут быть домашние хозяйства, предприятия, другие банки. Меры, принимаемые банком по привлечению временно свободных денежных средств, обычно называют депозитной политикой банка.
              Вклады могут быть помещены в банк на разных условиях, выполнять различные функции. В связи с этим выделяют следующие виды вкладов:
              1)бессрочные (до востребования) — в этом случае стороны не обусловливают срок, на который деньги помещаются в банк. Роль таких вкладов выполняют остатки денежных средств на расчетных счетах предприятий, текущие депозиты и др. По таким вкладам выплачиваются наименьшие проценты или не выплачиваются во обще, так как здесь для банка возникают трудности в планировании применения этих средств, поскольку клиент имеет право востребо вать их немедленно;
              2)срочные — это вклады с оговоренным сроком их размещения в банке. Срок может составлять от одного месяца до года и более. За эти условия банк платит более высокие проценты, такие вклады для него предпочтительней, так как дают возможность лучше приме нить эти денежные ресурсы.
              Существуют еще и другие виды вкладов: целевые, личные, пенсионные счета и т. д.
              Депозитная деятельность коммерческого банка формирует условия его функционирования, а образование кредитных ресурсов банка является результатом этой деятельности. Размещение привлеченных денежных средств составляет вторую сторону деятельности банка.
              Кредитная политика — это мероприятия, проводимые банком по размещению заемных денежных средств и по получению соответствующих доходов. Размещение этих средств осуществляется в форме выдачи кредитов.
              Одним из следствий устройства банковского дела является наличие у банков возможности расширять предложение денег или создавать новые деньги. Рассмотрим теперь, как банкам удается это делать.
              Например, Национальный банк Украины продает одному из коммерческих банков кредитные ресурсы на сумму 1000 д. е. Коммерческий банк выдал эти деньги как кредит металлургическому предприятию, которое использовало его для оплаты каменного угля. Угольное предприятие, естественно, имеет свой расчетный счет в одном из коммерческих банков. Значит, деньги поступят именно на этот счет, величина которого возрастет на 1000 д. е. Эти деньги пополнят кредитные ресурсы данного коммерческого банка. За минусом нормы обязательных резервов, составляющей, например, 20%, новый кредитный ресурс будет равняться 800 д. е. Банк его использует, выдавая ссуду другому предприятию, например строительной организации для закупки цемента. После приобретения цемента на счете цементного завода, в уже третьем коммерческом банке, появятся дополнительно 800 д. е. Эти средства пополнят кредитные ресурсы данного банка: он может при 20% -ной ставке резервов дополнительно использовать для кредитования 640 д. е.
              Процесс умножения кредитных денег будет продолжаться и дальше. Если бы не существовало ограничений — нормы обязательного резерва, устанавливаемой Национальным банком Украины, он был бы бесконечным. Но давайте остановимся и сделаем некоторые выводы. В результате выдачи Национальным банком Украины (в качестве исходного пункта может быть взята операция, осуществленная другим банком) кредита в размере 1000 д. е. в денежное обращение было добавлено 800 и 640 д. е. (на этом мы прервали свои расчеты). Общую сумму дополнительных кредитных денег можно рассчитать, зная величину мультипликатора.
              Денежный мультипликатор (коэффициент умножения) определяется в результате деления 100 на норму резерва. Следовательно, если норма резерва равна 20%, то денежный мультипликатор будет равен 5. Это означает, что первоначальный кредит в 1000 д. е. в нашем примере мог бы увеличить предложение денег на 5000 д. е. (1000 д. е. х 5). Чем выше норма обязательного резерва, тем меньшей способностью обладает банковская система в мультиплицировании кредитных денег, и наоборот. Кроме привлечения вкладов, проведения платежей, выдачи кредитов, коммерческие банки осуществляют довольно широкий спектр других банковских услуг.
              1.Обмен валют. Коммерческие банки могут покупать и прода вать иностранную валюту в целях получения посреднического до хода. Самые разнообразные интересы преследуют предприятия и домашние хозяйства, покупая и продавая иностранную валюту, на пример: предприятие-импортер нуждается в иностранной валюте для закупки товаров за рубежом; предприятие-экспортер перево дит выручку в иностранной валюте в национальные деньги.
              2.Посреднические операции с ценными бумагами.Банк может выступать в роли посредника при размещении, например, акций предприятия, выполнять заказы своих клиентов на покупку или про дажу акций, облигаций.
              3.Учет векселей.Вексель — это ценная бумага, удостоверяю щая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу век селя (векселедержателю). Учет векселя означает его покупку бан ком, за вычетом определенного процента от суммы денежного обя зательства, содержащегося в векселе.
              4.Факторинг.Это переуступка банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежных требований за поставленные товары или оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Клиент испытывает дефицит собственных платежных средств и, чтобы ускорить денежные поступления, обращается в банк с предложением о проведении факторинговой операции. Ее осуществление предполагает оплату банком платежных обязательств поставщика, принятие заботы получения от него необходимых денежных средств в дальнейшем. За эту операцию банк взимает определенный процент от стоимости поставленной продукции. Таким образом, факторинг выступает результатом согласия банка за определенное вознаграждение погасить (оплатить) поставщику стоимость продукции и взять на себя дальнейшие расчеты с получателем.
              Нередко операция факторинга применяется и во внешнеэкономических сделках.
              5.Трастовые операции. Трастовая, или доверительная, опера ция — это добровольная передача владельцем какого-либо имуще ства, ценных бумаг или денежных средств своих прав пользователя. Банк осуществляет управление данными объектами в целях их наи более выгодного использования. Банк, выполняя эту функцию, имеет часть дохода от полученной выручки.
              6.Консалтинг.Это предоставление банковских консультаций по различным финансово-экономическим вопросам. Следует заметить, что солидный банк обладает широкой информацией, его специали сты могут довольно успешно оценивать различные экономические ситуации, возможности предприятий, делать прогнозные оценки.
              7.Другие услуги.
              Функции Центрального банка страны. Способы регулирования денежного рынка

Ведущая роль в регулировании денежной массы принадлежит Центральному (Национальному) банку страны. При проведении своей политики Центральный банк не только решает стратегические задачи развития экономики страны, но и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. При этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в «фарватере» политики правительства.
Политика Центрального банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.
В Украине двухуровневая банковская система стала формироваться в начале 90-х годов. В Украине центральным является Национальный банк Украины. Это государственная структура, выполняющая очень важные функции по регулированию национальной экономики.
Национальный банк Украины не занимается прямым кредитованием предприятий и домашних хозяйств. В кредитной системе, в экономике в целом у него иные функции. Это «банк банков», основное звено в кредитно-денежном регулировании экономики.
Функции Центрального банка:
  • кредитно-денежное регулирование;
  • контроль за деятельностью коммерческих кредитных учреждений;
  • кредитно-расчетное обслуживание правительства;
  • формирование и хранение официальных золотовалютных резервов страны. Такие резервы стремится иметь любое государство.
    Они, в частности, необходимы для регулирования валютных курсов, обеспечения определенных внешнеэкономических операций и т. д.
    Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.
    Мероприятия кредитно-денежной политики вне зависимости от целей, которые они преследуют, оказывают свое влияние на экономику через изменения в величине и (или) структуре денежной массы, что отражается в движении активов и пассивов баланса Центрального банка. Поэтому для более ясного и наглядного представления о характере и механизмах действия тех или иных инструментов денежно-кредитной политики проведем анализ баланса Центрального банка.
    Активы
    Пассивы
    Золотые резервы
    Банкноты (наличные деньги)
    Валютные резервы
    Ценные бумаги
    Депозиты финансовых институтов
    Займы финансовым институтам
    Депозиты правительства
    Займы правительству
    Прочие активы
    Прочие пассивы
    Итого активы
    Итого пассивы

    Так как любое изменение в активе баланса Центрального банка в силу принципа двойной записи должно сопровождаться соответствующим изменением в пассиве баланса, и наоборот, то суммарное измерение активов должно быть равно суммарному изменению пассивов. Очевидно, что изменение каждой из составляющих баланса может привести к изменению величины (структуры) денежной массы. Центральный банк располагает рядом инструментов, которые он использует для макроэкономической стабилизации экономики.
    Инструменты денежно-кредитной политики

    Изменение резервной нормы. Резервная политика заключается в том, что Центральный банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов, то есть гарантируют определенную величину нерисковых банковских активов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы. Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а следовательно, и на величину денежного предложения. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки (в прямой зависимости для ставок по кредитам и в обратной — для ставок по депозитам). Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения. Так, повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению (увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная величина резервов. Однако такое уменьшение (увеличение) может быть достаточным. М. Фридман остроумно определил такой способ увеличения денежного предложения как helicopter drop, то есть «разбрасывание денег с вертолета». Таким образом, резервная политика не является инструментом гибкого и оперативного управления денежным предложением.
    Валютная политика,проводимая Центральным банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. В условиях жесткого валютного курса и обязательной продажи валютной выручки рост чистого экспорта сопровождается ростом денежной массы, так как весь прирост иностранной валюты скупается Центральным банком по фиксированному курсу, а снижение чистого экспорта, соответственно, приводит к сужению денежного предложения. В условиях либерально организованного валютного рынка, то есть при плавающем валютном курсе, влияние изменения количества валюты на величину денежной массы может быть самым различным. Таким образом, целью валютной политики является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.
    Проведение операций на открытом рынке.Государство в экономике выступает также в роли продавца и покупателя ценных бумаг. Операциями на открытом рынке называются операции государства по покупке и продаже своих ценных бумаг, осуществляемые с домашними хозяйствами и предприятиями. Основным предметом купли-продажи в этих операциях выступают государственные облигации. Когда государство покупает ценные бумаги у коммерческих банков, предприятий и населения, оно осуществляет денежные выплаты и тем самым увеличивает денежное предложение. У коммерческих банков, в частности, увеличиваются кредитные ресурсы и возрастает потенциал кредитования. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, то это приводит к уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижается потенциал кредитования.
    В зарубежной экономике этому инструменту кредитно-денежной политики отводится значительная роль. Возможности его применения в той или иной национальной экономике во многом зависят от авторитета государства и степени доверия к нему со стороны населения и хозяйственных структур, условий обращения ценных бумаг, финансового положения государства. В Украине этот инструмент стал в 90-е гг. реальным элементом кредитно-денежной и финансовой политики. Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный банк снижает резервы банковской системы и, соответственно, — денежную массу, а покупая, наоборот, — увеличивает.
    Изменение учетной ставки.Центральный банк может кредитовать коммерческие банки. Эти ссуды, как и любые другие, выдаются за плату. Суть учетной политики состоит в том, что Центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются векселя. Учетная ставка — это цена кредитных денег, продаваемых Национальным банком Украины. Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, в результате чего произойдет ограничение денежного предложения. Последнее должно выступить сдерживающим фактором инфляции.
    И наоборот, снижение учетной ставки делает кредитные деньги Центрального банка более доступными для коммерческих банков, что в конечном счете приводит к увеличению денежного предложения, которое, в свою очередь, может стать стимулом повышения деловой активности, роста производства, создания новых рабочих мест. Кроме того, в некоторых странах ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.
    Кредитно-денежная политика государства

    Кредитно-денежная политика государства — политика, главной целью которой является регулирование кредитов, ставок банковского процента и денежной массы.
    Основными задачами денежно-кредитной политики являются:
    • обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эф фективного осуществления платежей и расчетов;
    • выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
    • воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
      В экономической науке разработаны две противоположные теории относительно денежной политики государства: кейнсианская и монетаристская.
      Основные положения кейнсианского подхода к денежной политике:
      1.Посредством кредитно-денежной политики государство спо собно влиять на инвестиции и на экспортные возможности эконо мики.
      2.Главным средством влияния является процентная ставка, уро вень которой меняется с изменением предложения денег.
      3.Если в стране существуют недоиспользованные ресурсы, то с целью их стимулирования правительство проводит политику «де шевых» денег, средствами которой являются:
      а)выкуп у населения государственных ценных бумаг;
      б)уменьшение нормы обязательных резервов, а значит, увеличе ние тех средств, которые могут быть предоставлены в кредит;
      в)сокращение учетной ставки, под которую Центральный банк дает кредиты коммерческим банкам.
      В результате таких действий увеличивается предложение денег.
      4.При инфляции правительство проводит политику «дорогих» денег, средствами которой являются:
      а)продажа государственных ценных бумаг населению;
      б)увеличение нормы обязательных резервов и, соответственно, умень шение тех средств, которые банки могут предоставлять в кредит;
      в)увеличение учетной ставки процента. При таких условиях кре дитные учреждения вынуждены сокращать предоставление ссуд; предложение денег сократится.
      Политика «дешевых» и «дорогих» денег может влиять на курс национальной валюты, на соотношение экспорта и импорта. Высокая процентная ставка при политике «дорогих» денег побуждает иностранных инвесторов вкладывать средства в национальную экономику. Однако инвестиции возможны только в валюте той страны, в экономику которой вкладывается капитал. Следовательно, спрос на валюту этого государства возрастает, соответственно растет и ее курс.
      Политика «дешевых» денег приводит к падению валютного курса и делает товары страны относительно дешевыми для зарубежных потребителей. Это способствует расширению экспорта, и наоборот, повышение валютного курса ведет к его сокращению.
      Основные положения монетаристского подхода к денежной политике:
      1.Предложение денег — важнейший фактор, определяющий уровни производства, занятости, цен.
      2.Основная формула монетаристской теории: MV = P Q.
      3.Монетаристы утверждают, что скорость обращения денег от носительно стабильна. Поэтому именно количество денег является тем фактором, который оказывает решающее влияние на объем про изводства.
      В отличие от кейнсианцев, монетаристы считают, что изменение предложения денег влияет на весь совокупный спрос, а не только на инвестиции.
      Следовательно, монетаристская денежная политика предполагает такие условия:
      • кредитно-финансовые учреждения, проводящие денежную политику государства, регулируют предложение денег;
      • предложение денег определяет совокупный спрос, который дол жен возрастать в соответствии с ростом ВНП, что исключает инфля цию.
        Если общество страдает от инфляции и приоритеты в государственной политике отданы антиинфляционным мероприятиям, то монетаристская теория регулирования является наиболее целесообразной.
        В зависимости от целей, а также от порядка применения инструментов регулирования, существуют два варианта кредитно-денежной политики:
        • рестриктивная;
        • экспансионистская.
          Рестриктивная кредитно-денежная политика (политика «дорогих денег») осуществляется путем ограничения денежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагает повышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менее доступными, сокращает инвестиционные расходы. В результате этой политики уменьшается совокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Таким образом, цель политики «дорогих денег» — сдерживание инфляционного давления. Вместе с тем, рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы, что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.
          Экспансионистская кредитно-денежная политика (политика «дешевых денег») осуществляется путем расширения денежного предложения и направлена на стимулирование роста производства и занятости. Ее осуществление связано со снижением процентных ставок по кредитам, расширением доступности ссуд. Результатом соответствующих действий становится увеличение инвестиционных расходов (по мнению монетаристов, — также и других элементов совокупных расходов), рост совокупного спроса, и в итоге — увеличение объемов производства, расширение количества рабочих мест. Вместе с тем, экспансионистская политика несет угрозу ускорения инфляции.
          Вопрос об эффективности кредитно-денежной политики остается предметом серьезных споров. Экономисты кейнсианского направления считают ее менее надежным и эффективным средством стабилизации экономики по сравнению с фискальной (налоговой) политикой.
          В частности, они указывают на очень сложный передаточный механизм кредитно-денежной политики, на существование многих опасностей сбоев в нем.
          Монетаристы же считают кредитно-денежную политику ключевым фактором для определения уровня экономической активности и достижения макроэкономической стабилизации.
          Из этого разногласия возникают и несовпадающие оценки возможностей кредитно-денежной политики.
          Однако при всем различии в подходах и оценках эффективности кредитно-денежной политики большинство экономистов сходятся в том, что кредитно-денежная политика является неотъемлемой частью национальной стабилизационной политики. Кредитно-денежные регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с фискальными инструментами они составляют основу современного макроэкономического регулирования.
          При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны.
          В общем виде это выглядит следующим образом:¦
          • в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег;
          • в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.
            Однако влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. Поэтому часто при проведении своей политики Центральный банк исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики. Так, Центральный банк может избрать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов изменения ставки процента либо управление иным достаточно очевидным и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием краткосрочных и долгосрочных последствий изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.