18
Некоторые проявления макроэкономической
целостности.

Макроэкономика как наука

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории.
Макроэкономика — это наука, которая изучает национальную экономику в целом.
Национальная экономика — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.
Признаки национальной экономики

1. Тесные экономические связи между хозяйствующими субъек тами страны на основе разделения труда.
2. Общая экономическая среда, в которой действуют хозяй ствующие субъекты. Ее образуют прежде всего:
а) единое хозяйственное законодательство;
б) единая денежная система;
в) общая финансовая система.
3. Общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает государство.
4. Общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т. п.
В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (фирмы и домохозяйства) на индивидуальных рынках, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынке факторов производства в условиях конкуренции, макроэкономика изучает экономику как единое целое.
Макроэкономический подход к исследованию экономики имеет ряд особенностей:
  • Во-первых, он направлен на изучение агрегированных (от лат. aggregare — присоединять, объединять) показателей, характеризу ющих уровень или направления развития экономики в целом: на циональный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен, темпы экономического роста и т. д.
    Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов понимаются таким образом, словно все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.
  • Во-вторых, в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изуче ние экономики в целом предполагает необходимость рассмотре ния взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных агрегированных рынков.
    При этом все множество микроэкономических рынков объединяется в следующие группы:
    1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок, или рынок реальных благ). На рынке благ все индивидуальные различия микроэкономи ческих рынков товаров и услуг исчезают, для изучения остаются воп росы установления величины совокупного спроса и совокупного пред ложения, общего уровня цен и условий формирования равновесия.
    2. Рынок реального капитала, представленный рынком инвести ционных товаров.
    3. Рынок труда, на котором объектом купли-продажи выступает труд как таковой, без выделения его отдельных видов.
    4. Рынок денег — имеется в виду только национальная валюта.
    5. Рынок капитала (ценных бумаг), основное предназначение которого — обеспечить трансформацию сбережений в инвестиции.
    6. Международный рынок, представленный иностранным секто ром. При анализе открытой экономики международный рынок под разделяется на рынок товаров и услуг, рынок активов и валютный рынок.
    Рынок благ и рынок реального капитала в совокупности образуют рынок реальных активов, который вместе с рынком труда составляет реальный сектор экономики.
    Рынок денег и рынок капитала являются финансовым рынком, на котором происходит распределение денежных средств между экономическими субъектами.
    Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно:
    а) исследования особенностей формирования спроса и предложе ния и условий их равновесия на каждом из рынков;
    б) определения равновесной цены и равновесного объема на осно ве соотношения спроса и предложения; в) анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.
    Макроэкономический анализ национальной экономики, использующий агрегированные показатели, оперирует данными равновесия не на отдельном рынке, а на всех (совокупных) рынках.
  • В-третьих, при макроподходе, в отличие от микроподхода, расширяется число экономических субъектов, определяющих со стояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо совокупных производителей (фирм) и совокупных потребителей (до- мохозяйств) входит государство, воздействие которого на экономи ку становится объектом изучения. Кроме того, в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производи тели и потребители, а также правительства других стран (заграни ца). Таким образом, в макроэкономике выделяют четыре экономи ческих субъекта.
  • В-четвертых, в отличие от микроэкономического спроса и предложения на конкретный вид продукции, которые можно из мерить количеством этой продукции, спрос и предложение в мак роэкономике не имеют натуральных измерителей. Это — стоимо стные показатели, прямо связанные с валовым внутренним продук том, с располагаемым доходом и другими макроэкономическими измерителями, представленными в системе национальных счетов.
  • В-пятых, традиционным методом макроанализа является конструирование моделей.
    Модель — это упрощенная теоретическая схема, учитывающая лишь главные факторы и освобожденная от второстепенных показателей. Макроэкономические модели включают в себя эндогенные (внутренние) переменные, величина которых устанавливается в результате решения модели, и экзогенные (внешние) переменные, величина которых определяется вне данной модели. Обычно в качестве экзогенных параметров в макромоделях выступают государственные расходы, ставка налогообложения и величина предложения денег, размеры которых регулируются государством. К числу эндогенных параметров относятся объемы занятости и выпуска, уровни инфляции и безработицы, уровни плановых расходов и др.
    В зависимости от конкретных задач исследования применяются разные типы моделей. Типология макромоделей может быть проведена на основе различных критериев:
    • по способу представления изучаемого процесса или явления модели делятся на логические, графические и экономико-матема тические;
    • по продолжительности анализируемых процессов — на крат косрочные и долгосрочные модели;
    • по количеству вовлеченных в анализ экономических субъек тов — на простые модели (в которых представлены только домохо зяйства и фирмы) и полные модели (с участием государства);
    • по степени охвата иностранного сектора — на закрытые, где представлена только национальная экономика, и открытые моде ли, в которых учитывается воздействие иностранного сектора на на циональную экономику;
    • по характеру отражения фактора времени — на статичес кие модели, модели сравнительной статики и динамические модели.
      Вся система рынков, выделяемых в макроэкономике, получает свое отражение только в открытых долгосрочных моделях.
      При конструировании макромоделей важно найти такую зависимость между всеми ее составляющими, при которой экономика находится в равновесии.
      Основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне:
      • определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
      • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
      • анализ природы инфляции;
      • изучение механизма и факторов экономического роста; ¦рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктур ных изменений в экономике;
      • исследование внешнеэкономического взаимодействия нацио нальных экономик;
      • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуще ствления макроэкономической политики государства.
        Важность изучения макроэкономики:
        1) она не просто описывает макроэкономические явления и про цессы, но выявляет их закономерность и взаимозависимость, ис следует причинно-следственные связи в экономике;
        2) знание макроэкономических зависимостей и связей позволя ет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения (и в первую очередь, что должны предпринять для этого политические деятели), т. е. позволяет разработать принципы экономической политики;
        3) знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т. е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
        Законы, открытые в макроэкономике, являются основой для выработки экономической политики правительства.
        Как на микроуровне, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика.
        Позитивная макроэкономика имеет целью объяснение сущности происходящих экономических процессов и явлений и выработку рекомендаций по проведению экономической политики на основе анализа реальных экономических процессов. То есть позитивная макроэкономика имеет дело с анализом экономических фактов и ставит целью построение экономической модели, свободной от субъективных суждений. Утверждения позитивной макроэкономики могут быть статистически подтверждены или опровергнуты. Пример типичного суждения позитивной макроэкономики: «доходы государственного бюджета находятся в прямой зависимости от ставки подоходного налога».
        Нормативная макроэкономика выражает мировоззренческие, идеологические принципы, постулаты и предписания экономического поведения, служащие основой для оценки желаемых результатов экономической деятельности. То есть нормативная макроэкономика представляет собой совокупность субъективных суждений о том, как должна функционировать экономика. Так, например, утверждения «бедные не должны платить налоги», «налогообложение должно строится по прогрессивной шкале» являются нормативными.
        Позитивные и нормативные суждения в макроэкономике достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны, позитивная теория служит основой для выбора основополагающих нормативных утверждений, с другой — нормативные постулаты при определенных условиях могут послужить основой для создания новой или специальной макроэкономической концепции.
        Макроэкономика как наука совсем недавно стала самостоятельной частью общей экономической теории. Несмотря на то что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII в. (начиная с работы Д. Юма 1752 г., посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30—40-е гг. XX в.
        Катализатором для ее становления послужила Великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократические правительства были озабочены катастрофическим падением уровня жизни населения и нуждались в разработке экономических способов борьбы с депрессией. Появление в 1936 г. труда английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано Великой депрессией и положило начало макроэкономике как самостоятельной экономической науки.
        Макроэкономика — наука относительно новая, не имеющая устоявшихся теорий и догм. Поэтому в макроэкономике практически по каждому вопросу существует несколько точек зрения. При всем многообразии их можно сгруппировать в несколько основных концепций, среди которых наиболее значимыми представляются:
        • классическое направление;
        • кейнсианство;
        • монетаризм.
          Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам объяснения основ функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними и, конечно, по вопросам экономической политики.
          Характеристика основных макроэкономических концепций

          Классическое направление — это не целостная концепция, а некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков на проблемы, имеющие макроэкономический характер. Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас, А. Маршалл и другие.
          Основные постулаты классиков следующие:
          1. Экономика по своей природе является экономикой совершен ной конкуренции.
          2. Цены в экономике — экономически абсолютно гибкие, меняю щиеся как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
          3. Экономические субъекты действуют рационально, исходя из мак симизации своей выгоды и текущей экономической конъюнктуры.
          4. Экономика делится на два сектора: реальный сектор и денеж ный сектор. При этом рынки реального сектора (рынок ресурсов, рынок товаров, рынок труда и др.) являются равновесными. Деньги же не имеют самостоятельной ценности и служат лишь счетной единицей и средством обращения.
          5. Экономика является саморегулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов, среди которых важнейшими являются гибкие цены, гибкая ставка процента и гибкая номиналь ная ставка зарплаты.
          6. Ведущая роль в модели «совокупный спрос — совокупное пред ложение» отводится совокупному предложению.
          7. Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне есте ственного выпуска (национального дохода, который производится при полной занятости населения, представляющего рабочую силу).
          8. Объем предложения определяется только наличными факто рами производства, которые являются взаимозаменяемыми.
          В исследовании макроэкономических проблем классики применяли методы микроэкономического анализа.
          Появление кейнсианства сильно поколебало позиции классиков, тем не менее данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию.
          Разделение экономической теории на микро- и макроэкономику оформилось в 30-е гг. XX в. Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый — экономист и математик Рагнар Фриш. Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «кейнсианская революция» и появилась кейн-сианская макроэкономическая модель, или кейнсианский подход в противовес традиционному, единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т. е. микроэкономическому анализу (классическая модель). Заслуга Кейнса в том, что его теория обосновала необходимость активного государственного регулирования экономики как единого целого и утвердила необходимость макроанализа.
          Субъекты макроэкономических отношений

          Поскольку национальная экономика — это система связей, то ее можно рассматривать со стороны объектов, субъектов и содержания складывающихся отношений.
          В качестве субъектов национальной экономики выступают:
          • домашние хозяйства;
          • фирмы (предпринимательский сектор);
          • государство;
          • заграница (иностранный сектор).
            Каждый макроэкономический субъект представляет собой совокупность реальных действующих субъектов данного типа, одновременно являющихся и типичными представителями экономических субъектов данного типа.
            Выделение государства в качестве самостоятельного субъекта делает макроэкономику принципиально отличной от других разделов экономической теории. Если в общей экономической теории анализируются принципы функционирования государственных институтов, то в макроэкономике исследуется роль государства в процессе формирования условий макроэкономического равновесия.
            Каждый из рассматриваемых экономических субъектов обладает целым рядом специфических черт и осуществляет многие виды деятельности. Однако в макроэкономическом моделировании поведения экономических субъектов, как правило, принимаются во внимание только те характеристики, которые оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики и отражаются в динамике важнейших макроэкономических показателей.
            Домохозяйства (households) — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, и являющийся в экономике:
            а) собственником экономических ресурсов (труд, земля, капи тал и предпринимательские способности). Продавая экономичес кие ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть кото рых они тратят на потребление (потребительские расходы);
            б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть до хода домохозяйства сберегают;
            в) основным сберегателем или кредитором, т. е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике. Фирмы (businessfirms) — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.
            Фирмы выступают:
            а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обес печивается процесс производства;
            б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов.
            Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь оборудование);
            в) инвесторами, т. е. покупателями инвестиционных товаров и услуг; поскольку, как правило, для финансирования своих инвес тиционных расходов фирмы используют заемные средства;
            г) основным заемщиком в экономике, т. е. предъявляют спрос на кредитные средства. Домохозяйства и фирмы образуют частный сек тор экономики.
            Государство (government) — это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику.
            Государство — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого — ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния, и выступающий поэтому:
            а) производителем общественных благ;
            б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функциониро вания государственного сектора и выполнения своих многочислен ных функций;
            в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
            г) в зависимости от состояния государственного бюджета — кре дитором или заемщиком на финансовом рынке;
            д) регулятором и организатором функционирования рыночной экономики.
            Государство создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т. е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:
            • структурную, обеспечивающую экономический рост;
            • конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия.
              Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.
              Частный и государственный секторы образуют закрытую экономику.
              Иностранным сектор (foreign sector)— объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:
              а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг);
              б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т. е. фи нансовых активов).
              Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.
              В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Анализ этих взаимосвязей имеет огромное значение для понимания принципов и характера функционирования национальной экономики.
              Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота продуктов и доходов. Модель кругооборота отображает устойчивые денежные потоки между субъектами, возникающие в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
              В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов — домашние хозяйства и фирмы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 25).
              Из простой модели кругооборота видно, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических субъектов предстают как расходы других.
              Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств.
              С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции (товаров).
              Потоки «доходы-расходы» (на рис. 25 пунктирные линии) и «ресурсы-товары» (на рис. 25 сплошные линии) осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются.
              Основным выводом в результате изучения модели является равенство суммарных затрат фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств.
              Это означает, что для закрытой экономики (т.е. без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежном выражении (расходов) равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
              Модель макроэкономического кругооборота. Единство совокупных доходов и расходов, совокупного спроса и предложения

              В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (рис. 26). Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.
              Нам известно, как строятся взаимоотношения между фирмами и домохозяйствами. Рассмотрим теперь, как те и другие взаимодействуют с государством.
              Домашние хозяйства — государство. Часть ресурсов, которые домашние хозяйства поставляют на соответствующие рынки, покупаются государством. Например, государство покупает услуги учителей, военных, медиков, шахтеров, водителей и др. Все они получают работу в государственных организациях и предприятиях. Эти предприятия создают товары и услуги, которые покупают или получают домашние хозяйства на рынке товаров. Первый круг (поток ресурсов и товаров), таким образом, замыкается. Проанализируем второй круг (поток доходов и расходов): государство взимает с домашних хозяйств налоги, затем частью этих денежных средств расплачивается за приобретение ресурсов, что составляет один из источников доходов домашних хозяйств. Домашние хозяйства могут получать от государства и денежные средства по социальному обеспечению — трансферты — (например, пенсии), а также услуги (например, образование), которые ими непосредственно не оплачиваются.
              Предприятия — государство. Государство может выступать в роли покупателя товаров и услуг, созданных предприятиями. Например, правительство Украины ежегодно закупает определенные объемы зерна в государственные фонды у сельскохозяйственных производителей. Государство также покупает все необходимое для содержания армии, милиции, школ, больниц и т. д. С другой стороны, государство предоставляет предприятиям ряд товаров и услуг: обеспечивает электроэнергией, водой, земельными участками и т. д. Для закупки необходимых товаров и услуг, а также для организации производства некоторых их видов государству требуются денежные средства, которые оно получает в виде налогов с предприятий. Часть государственных средств идет на безвозмездное финансирование (субсидии) предприятий и отраслей, которые нуждаются в государственной поддержке или выделяются как перспективно необходимые.
              Субсидии — это возмещение из государственного бюджета издержек предприятий по производству отдельных видов продукции или по осуществлению некоторых видов деятельности.
              Макроэкономическая модель усложнится, если мы включим в нее еще одного субъекта — заграницу. Влияние иностранного сектора будет проявляться в потоке экспорта отечественных товаров, услуг или ресурсов (спрос иностранцев на национальную продукцию — доходы отечественных фирм и домохозяйств, а также государства) и импорта иностранных товаров, услуг либо ресурсов (спрос национальных субъектов на зарубежную продукцию — расходы отечественных фирм и домохозяйств, а также государства).
              В макроэкономических отношениях доходы всех субъектов становятся совокупным спросом (совокупными расходами), который предъявляется субъектами. Размер совокупных расходов влияет на совокупное предложение, что в пределах всей страны становится уровнем занятости имеющихся ресурсов (прежде всего трудовых) и объемом выпуска продукции.
              Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов.
              Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.
              Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира (совокупный спрос) совокупному объему производства (совокупное предложение).
              Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т. д. (см. рис. 27). Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота:
              Нормально функционирующая экономика требует соблюдения требования: изменение доходов предусматривает соответствующие изменения расходов (затрат), и наоборот, изменение затрат требует изменений в доходах.
              Взаимосвязь доходов и затрат на макроуровне влияет на объемы производства страны, темпы экономического роста, занятость населения, уровень цен.
              Проанализируем отдельные элементы совокупных доходов и расходов.
              В совокупные доходы входят:
              • зарплата, рента, процент, социальные трансферты — безвоз мездная социальная помощь от государства (доход домохозяйств);
              • прибыль и амортизация — ежегодные отчисления, предназна ченные для возмещения износа средств производства (доход пред принимателей);
              • налоги на прибыль фирм и доход домохозяйств (доход государ ства).
                В совокупные расходы входят:
                • потребительские расходы домохозяйств;
                • государственные расходы на приобретение готовой продукции и ресурсов для органов государственной власти и предприятий госу дарственного сектора;
                • инвестиции (расходы фирм на приобретение машин, оборудо вания, на строительство, формирование производственных запасов);
                • чистый экспорт (разница между экспортом и импортом), кото рый является затратами иностранных производителей (если чистый экспорт имеет положительное значение, то есть экспорт превышает импорт) или отечественных потребителей иностранных товаров (если чистый экспорт имеет отрицательное значение, то есть импорт пре вышает экспорт).
                  Посмотрим, как совокупные доходы становятся совокупными расходами (рис. 28).
                  Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска (совокупное предложение) падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.
                  Экономический рост. Макроэкономические колебания, экономический цикл

                  Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

                  Экономический рост — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.
                  Экономический рост можно исчислить двумя способами:
                  1) либо подсчитав общий рост ВНП;
                  2) либо определив рост ВНП на душу населения. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объе ма производства, но и совершенствование продукта и факторов про изводства.
                  Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых являются факторы спроса, предложения и распределения.
                  К факторам спроса относятся факторы, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.
                  К факторам предложения относятся количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и др.), трудоспособного населения, наличие капитала, уровень технологии и т. д. Зависимость экономического роста от этих факторов прямая.
                  К факторам распределения относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).
                  Развитие рыночной экономики происходит волнообразно или циклично.
                  Экономические колебания — процесс, характеризующийся неустойчивой динамикой основных макроэкономических показателей (объем национального производства, уровень цен, уровень занятости), характерный для определенных периодов времени.
                  В разные годы производство может либо возрастать (большими или меньшими темпами), либо иметь отрицательный знак, что означает падение производства.
                  Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности, которая всегда привлекала внимание ученых-экономистов, и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории. Зарождение теории циклов и кризисов можно отнести к началу XIX в.
                  Экономический цикл — это совокупность регулярно повторяющихся определенных состояний национальной экономики — расширения и сокращения объемов производства.
                  Существует несколько подходов к определению стадий (фаз) экономического цикла. Различия их связаны с разным количеством определяемых стадий и их названиями. Традиционно выделяют только две стадии: спад, в течение которого происходит сокращение объемов производства, и подъем, для которого характерно расширение производства. Переломные точки называются максимумом (вершина) и минимумом (впадина).
                  Однако современные экономисты чаще выделяют четыре стадии экономического цикла (рис. 29):
                  • спад;
                  • депрессия;
                  • оживление;
                  • подъем.
                    Эти подъемы и спады отражают колебания в экономической (деловой) активности и измеряются изменениями в реальном валовом национальном продукте (ВНП) и норме безработицы.
                    Наиболее характерная черта цикличности — движение, которое происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность.
                    Цикличность — это движение в масштабах национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому. Фактически, это один из способов саморегулирования рыночной экономики, а также способ изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и на мировое хозяйство в целом.
                    На рис. 29 представлена общая картина экономического цикла.
                    Пунктирной линией изображена тенденция роста в долговременном периоде, которая свойственна большинству стран мира. Сплошной линией показаны фазы экономического цикла. Сам цикл охватывает период от одного спада до другого.
                    После длительных дискуссий экономисты разделили спад на два соподчиненных вида:
                    а) рецессия — спад, который характеризуется снижением реального ВНП в течение двух или более кварталов подряд (6 и более месяцев);
                    б) депрессия — очень жесткая рецессия, продолжающаяся в течение более длительного срока.
                    Экономические циклы различают по глубине спада и по времени, в течение которого экономика возвращается в предкризисное состояние.
                    Характерные черты экономики в зависимости от стадии экономического цикла
                    Спад
Сокращаются объемы производства. Увеличивается безработица, что прямо связано с сокращением производства на предприятиях. Уменьшается загрузка производственных мощностей. Если спад приобретает продолжительный характер, цены обычно начинают проявлять тенденцию к снижению. Снижение цен связано с кризисом сбыта: товары не находят своей реализации в прежних объемах. Один из способов активизации сбыта — переход к снижению цен. Снижение общего уровня цен особенно явно происходит в развитой смешанной экономике, там, где существует мощный частный сектор, однако и здесь бывают исключения из этого общего правила
Депрессия
Нижняя часть экономического цикла, его «дно». Здесь экономика достигает критических точек в области объемов производства, занятости, заработной платы. В период депрессии объемы производства достигают наименьшего уровня, наблюдается высокая степень незагруженности производственных мощностей, наибольших масштабов достигает безработица, количество банкротств. Сокращение спроса на рабочую силу приводит к уменьшению ставок заработной платы, продолжается снижение общего уровня цен
Оживление
В этот период экономика начинает постепенно выздоравливать. Возрастают объемы производства, в конце стадии оживления они достигают предкризисного уровня. Повышается предпринимательская активность. Начинают возрастать доходы предприятий и домашних хозяйств, увеличивается спрос как на потребительские товары, так и на ресурсы. Расширение выпуска продукции обеспечивает создание новых рабочих мест, что приводит к сокращению безработицы. Кризис сбыта миновал, наблюдается некоторое повышение цен на товары
Подъем
Период оживления завершается достижением предкризисного уровня объема национального производства. Превышение его означает вхождение экономики в новую стадию экономического цикла — подъем. Здесь экономика демонстрирует дальнейшее расширение производства, увеличение загрузки мощностей, сокращение размеров безработицы, приближение к полной занятости, увеличение доходов. Инвестиции и потребительские расходы непрерывно расширяются. Растет спрос на товары и услуги, но в силу того что экономика работает на полную мощность, а совокупный спрос продолжает расти, набирает силу тенденция роста цен. Начинают формироваться предпосылки для вхождения экономики в новый цикл
Экономические циклы различаются глубиной падения и сроком, в течение которого экономика возвращается в предкризисное состояние. Практика развитых стран мира, соответствующие исследования экономистов дают возможность говорить о средней продолжительности цикла деловой активности, равной 7—11 годам.
Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. Им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования.
Наиболее известны:
  • циклы Н. Кондратьева (50—60 лет), получившие название «длинных волн»;
  • циклы С. Кузнеца (18—25 лет), т. е. «средние волны»;
  • циклы К. Жугляра (10 лет);
  • короткие циклы Дж. Китчена (2 года и 4 месяца).
    Развитие цикла — не абсолютно регулярное движение. Между двумя пиками или низшими точками может пройти 1—6 и более лет.
    Воздействие цикла в разных отраслях экономики проявляется по-разному. Общепринятым является мнение, что отрасли производства потребительских товаров длительного пользования и средств производства (сырье, машины и т. п.) более других восприимчивы к экономическим колебаниям. Проследить проявления экономических циклов можно по показателям экономической активности, к которым относят:
    • совокупный объем производства за истекший год;
    • общий уровень цен;
    • уровень доходов населения и динамика розничной торговли;
    • занятость населения и уровень безработицы;
    • курс акций крупнейших корпораций;
    • прибыли корпораций;
    • контракты на новое строительство и др.
      Существует множество теорий, объясняющих происхождение экономических циклов.
      К вопросу о циклических колебаниях экономическая наука шла от изучения кризисов. Д. Рикардо, Дж. Милль, Ж. Сисмонди, К. Маркс, К. Робертус, М. Туган-Барановский и другие экономисты в той или иной степени анализировали проблему периодически возникающих кризисов в экономике. Впоследствии в трудах В. Зом-барта, У. Митчелла, Э. Лакомба, Н. Кондратьева, И. Шумпетера и других экономистов кризисы рассматриваются как составная часть более широкой проблемы — экономических циклов.
      Первый наиболее известный кризис разразился в Англии в 1821 г. Потом кризисы наступили в Англии и США (1836 г., 1841 и 1847 гг.). Первым мировым кризисом считается кризис 1857 г., затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900—1901 гг., который начался одновременно в США и России и обрушился, прежде всего, на металлургическую промышленность.
      Мировой кризис 1929—1933 гг. (или Великая депрессия) по своей глубине превзошел все предыдущие, и до сих пор остается одним из самых грандиозных, его последствия изучают и современные экономисты.
      Во второй половине XX в. обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Наряду с этим наблюдается их учащение, явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы происходят на фоне инфляции в результате падения цен. Начиная с 70-х гг. мир стал свидетелем одновременного наступления рецессии и продолжающегося роста цен. Это явление стали называть стагфляцией.
      Совершенно новым и специфичным по формам проявления выступает современный кризис стран с переходной экономикой, которые осуществляют реформы по преобразованию централизованной системы хозяйства в рыночную.
      В настоящее время причины колебаний в развитии экономики принято делить на внешние и внутренние.
      Внешние — это факторы, находящиеся вне пределов экономической системы.
      Внутренние — имеют место внутри самой экономической системы.
      В качестве внешних причин экономических циклов называются:
      • изменения численности населения;
      • политические, военные и другие чрезвычайные события;
      • появление изобретений революционного характера. Они резко влияют на производительность труда, открывают новые возможности в удовлетворении потребностей, вызывают массовый всплеск в инве стиционной деятельности и потребительских расходах.
        К основным внутренним причинам цикличности относят:
        • нестабильность инвестиционных расходов. Изменения в объе мах инвестиций влияют на спрос на оборудование, материалы, стро ительные услуги и т. п.;
        • нестабильность потребительских расходов. Изменение в ту или иную сторону общих потребительских расходов дает толчок либо к расширению производства в определенных отраслях, либо к его со кращению;
        • деятельность государства в области экономического регулиро вания.
          Государство стремится сгладить экономические колебания, уменьшить жесткость циклического развития.
          Политика стабилизации — это мероприятия государства, направленные на сглаживание колебаний в экономике. Эту деятельность государства еще называют антициклическим регулированием, или противодействием колебаниям конъюнктуры.
          Существуют два типа политики стабилизации в зависимости от того, на какой стадии цикла находится национальная экономика:
          • политика сдерживания, которая призвана защитить экономику от высоких темпов инфляции, перегрева экономической конъюнктуры;
          • политика экспансии, которая призвана стимулировать рост производства, уменьшение безработицы.
            Тот и другой тип политики связаны, в конечном счете, с регулированием совокупного спроса, с воздействием на величину расходов, которые осуществляют участники экономической жизни.
            Основными инструментами макроэкономической стабилизации являются:
            1. Фискальное (налогово-бюджетное) регулирование, предпола гающее через взимание налогов с предприятий и домашних хо зяйств, а также через выполнение определенных бюджетных расхо дов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Этот инструментарий еще нередко называют финансовой политикой.
            2. Монетарное (кредитно-денежное) регулирование, подразу мевающее воздействие на состояние национальной экономики, уро вень деловой активности с помощью государственного контроля над денежным обращением в стране.
            Государство для стабилизации экономики, несомненно, прибегает и к другим рычагам воздействия. Среди них можно назвать инструменты внешнеторгового, валютного, прямого ценового регулирования, контроль за заработной платой, проведение приватизации и др.
            Выбор приоритетов в использовании тех или иных инструментов стабилизации экономики зависит от многих обстоятельств: особенностей национальной экономической системы, остроты макроэкономических проблем, мировоззрения людей, осуществляющих государственное управление, степени интегрированности национальной экономики в мировую экономическую систему и т. п.
            Экономика Украины с первой половины 90-х гг. находится в состоянии кризиса. Но, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой, нынешний кризис в Украине не является цикличным.
            Спад производства обусловлен структурным несовершенством и технологической отсталостью, присущими командной экономике, разрушением старых экономических и политических структур и отсутствием новых. В настоящее время Украина переживает спад, вызванный переходом от одной социально-экономической системы к другой. Есть основания считать, что чем дольше будет длиться переходный период, тем продолжительнее будет кризис.
            При этом нельзя механически переносить приемы стабилизации, используемые, например, в США, на экономику Украины. То, что является эффективным в одной системе, в одних условиях, может оказаться малоэффективным в других условиях. Здесь требуется здравый смысл, высокое управленческое искусство применения общеизвестных методов макроэкономического регулирования в конкретных национальных условиях.