Налогово-бюджетная политика. Проблема дефицита государственного
бюджета и государственного долга. Налоги. Виды налогообложения
Бюджетно-налоговая политика государства — один из инструментов преодоления экономического спада и фактор, существенно влияющий на динамику ВВП.
Налоги возникают вместе с государством, являются основным источником финансирования государственного аппарата и общесоциальных потребностей. Налог — это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта. Налогообложение — это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
В налоговую систему кроме собственно налогов включаются акцизы, пошлины и различные сборы, также выполняющие функцию концентрации в руках государства финансовых ресурсов.
Налоги во всех странах выполняют три основные функции:
фискальную;
регулирующую;
социальную. Фискальная функция— это аккумулирование государством доходов и финансирование затрат, необходимых для существования страны. Регулирующая функция состоит в стимулировании и сдерживании роста производства путем усиления или ослабления налогового бремени. Социальная функция связана с перераспределением доходов путем прогрессивного налогообложения, что позволяет сглаживать дифференциацию доходов и потребления разных социальных
слоев населения.
Один из макроэкономических показателей — соотношение налоговых доходов государства к объему ВВП. Сравнительный анализ налоговых систем разных стран дает основание считать, что наиболее
приемлемым является этот показатель в интервале 35—40% налоговых поступлений в ВВП. В странах, имеющих сильную социальную ориентацию, например в Швеции, через налоговую систему
перераспределялось 55% ВВП. Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:
всеобщность — охват всех экономических субъектов, получаю щих доходы;
стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ста вок во времени;
равнонапряженность — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
социальная справедливость — установление налоговых ставок и льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные пред приятия и группы населения.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. Субъект налога, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо. Источник налога — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества. Источниками налогов могут быть различные формы дохода:
заработная плата;
прибыль;
дивиденд;
процент;
имущество и т. д. Объект налога — то, что подлежит обложению; им могут быть:
доходы (прибыль);
добавленная стоимость продукции (работ, услуг);
стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная, или ее натуральные показатели;
специальное использование природных ресурсов;
имущество юридических и физических лиц и другие объекты.
В ряде случаев источник и объект налогообложения могут совпадать: в качестве примеров можно привести взимание подоходного налога, налога на прибыль
предприятий. Ставка налога — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.
д.).
Налоговая ставка может быть:
специфической — выраженной в денежных суммах с физичес кой единицы обложения (в качестве примера можно назвать плату за землю).
В современных системах налогообложения преобладающим является использование адвалерных ставок.
Важное значение имеет вопрос о способах построения налоговых ставок.
В зависимости от соотношения, устанавливающегося между ставкой налога и доходом, налогообложение можно подразделить на: 1)пропорциональное налогообложение — налоговая ставка по стоянна, она не связана с размерами дохода, их изменениями; 2)прогрессивное налогообложение — налоговая ставка увеличи вается с ростом величины дохода. Мировой опыт свидетельствует о возможности
использования двух видов прогрессии: простой и сложной. При простой прогрессии возросшая ставка налога приме няется ко всему объекту обложения, при сложной
— объект обло жения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенная ставка применяется не ко всему объек ту, а только к той
части, которая превышает границу предыдуще го диапазона; 3)регрессивное налогообложение — налоговая ставка уменьша ется по мере роста дохода. Этот порядок налогообложения не имеет такого
распространения, как два предыдущих способа.
При регрессивном налогообложении налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. В определенной степени свойствами регрессивности
обладает взимание налога на добавленную стоимость. Здесь налог рассчитывается не на основе личных доходов, а устанавливается в процентах к части стоимости
произведенных товаров и услуг и включается в цену их реализации. Налоговые льготы— это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости
от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик. Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата
налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
Типичными налоговыми льготами являются:
необлагаемый налогом минимум доходов;
капитальные скидки (исключение из объекта налогообложе ния части прибыли);
налоговый кредит (уменьшение суммы налога, например, на величину инвестиций);
социальные скидки (уменьшение налога на прибыль на сумму определенных социальных программ);
ускоренная амортизация (списание стоимости машин или обо рудования в расходы и, тем самым, уменьшение налогооблагаемой прибыли).
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные. Прямые налоги — это такие налоги, объектом которых является доход или имущество плательщика. Исходя из этого, их можно разделить на
подоходные и поимущественные. Примерами прямых налогов могут быть названы подоходный налог, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налоги
на движимое и недвижимое имущество, налоги с наследства, налоги на дивиденды, полученные по акциям, и др. Косвенные налоги — это налоги, объектом которых становится обращение и потребление определенных товаров и услуг, при этом носитель
налога и налогоплательщик не совпадают. Эти налоги не так очевидны для плательщиков, многие из тех, кто их уплачивает, нередко даже не знают об их
существовании. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Продавцы данных товаров мобилизуют
налоговые поступления и передают их государству. При таком порядке налогообложения отсутствует прямая связь между плательщиком и государством. Эти
налоги являются налогами не на весь доход, а на определенную форму его использования — потребительские расходы. Поэтому их еще называют налогами на
потребление. Чаще всего устанавливается налог с оборота или налог на добавленную стоимость. Первый выплачивается покупателем в виде процента от
суммарной стоимости покупки. Во втором случае налог начисляется на стоимость, добавленную в процессе производства.
Этот налог становится элементом издержек с нарастанием по всей производственной цепочке и выплачивается в конечном счете тоже потребителем. К
указанной группе налогов относятся акцизы, которые устанавливаются на некоторые виды товаров, например автомашины, предметы роскоши, винно-водочные
и табачные изделия. Плательщиком этого вида налога является покупатель подакцизных товаров. Во внешней торговле способом налогообложения являются
экспортные и импортные таможенные пошлины, которые выплачиваются таможенным службам при пересечении границы и зачисляются в доходную часть бюджета.
Ставки таможенных пошлин фиксируются по полной номенклатуре товаров, включенных в таможенный тариф страны. Сверх таможенных пошлин иногда применяют
таможенные сборы.
В зависимости от того, кем вводится налог и в распоряжении кого он поступает, выделяются:
общегосударственные налоги — устанавливаются парламен том и собираются на всей территории страны;
местные налоги — устанавливаются законами страны, вводят ся в действие местными органами власти и взимаются на определен ной
территории.
В Украине к общегосударственным относятся следующие налоги и сборы (обязательные платежи):
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизный сбор;
3)налог на прибыль предприятий;
4)налог на доходы физических лиц;
5)таможенная пошлина;
6)государственная пошлина;
7)налог на недвижимое имущество (недвижимость);
8)плата (налог) за землю;
9)рентные платежи;
10)налог с владельцев транспортных средств и других самоход ных машин и механизмов;
11)налог на промысел;
12)сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет го сударственного бюджета;
13)сбор за специальное использование природных ресурсов;
14)сбор за загрязнение окружающей природной среды;
15)сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвида ции последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
16)сбор на обязательное социальное страхование;
17)сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
18)сбор в Государственный инновационный фонд;
19)плата за торговый патент на некоторые виды предпринима тельской деятельности;
20)фиксированный сельскохозяйственный налог;
21)сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
22)гербовый сбор;
23)единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
24)сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории
Украины.
К местным налогам относятся:
1)налог с рекламы;
2)коммунальный налог.
К местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1)гостиничный сбор;
2)сбор за парковку автотранспорта;
3)рыночный сбор;
4)сбор за выдачу ордера на квартиру;
5)курортный сбор;
6)сбор за участие в бегах на ипподроме;
7)сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
8)сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
9)сбор за право использования местной символики;
10)сбор за право проведения кино- и телесъемок; 11)сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распрода жи и лотерей;
12)сбор за проезд по территории приграничных областей авто транспорта, следующего за границу;
13)сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торгов ли и сферы услуг;
14)сбор с владельцев собак;
15)экскурсионно-туристический сбор.
В зависимости от использования налоги можно подразделить на общие и целевые (специальные).
Общие налоги поступают в бюджет государства и предназначаются для финансирования самых различных мероприятий.
Целевые (специальные) налоги поступают в распоряжение государства для финансирования строго определенных мероприятий, т.е. имеют конкретное
целевое назначение. Большинство целевых налогов — это налоги по различным формам социального страхования и обеспечения.
К основным целевым налогам в Украине можно отнести:
платежи граждан и предприятий в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования;
платежи предприятий в Фонд содействия занятости населения.
Если ранжировать все налоги по их значению в налоговых поступлениях государства, то ведущую роль в Украине в последние годы займут
налоги на потребление и на прибыль предприятий, подоходный налог с граждан. Сколько веков существуют налоги, столько времени
экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к
настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной
ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).
Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в
экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое
влияет на экономику.
Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность
общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту
совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.
Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки
предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они — за снижение
налогов.
Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, экономическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между
ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке
подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится
невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению
национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на
высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила
название кривая Лаффера (рис. 40).
Графическая функция зависимости налоговых поступлений от уровня налогового бремени показывает, что налоговые поступления возрастают
до тех пор, пока ставка налога не превысит определенного уровня (г % на рис. 40), после этого поступление налоговых платежей будет
сокращаться и может быть сведено к нулю, если налоговая ставка в гипотетическом варианте составит 100% .
Бюджет, структура бюджета. Бюджет Украины
Центральным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Он составляется и утверждается, как правило, в
конце года и представляет выраженную в денежной форме смету доходов и расходов государства. Действует она в течение
запланированного периода и имеет силу закона. Бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов. Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической
деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др. Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление, целевые
программы, кредиты и помощь другим государствам.
Каждая страна имеет свою структуру доходов и расходов. Это зависит от многих факторов: государственного устройства, уровня
экономического развития, проводимой в конкретных условиях политики (сдерживания активности предпринимательства или его
стимулирования, либерализации экономики или активной социальной защиты населения и др.). Несмотря на все разнообразие
государственных подходов к формированию и использованию бюджета, существуют их общие черты и закономерности. В соответствии с
Бюджетным кодексом Украины, бюджет — это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций,
осуществляемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в
течение бюджетного периода. Бюджетная система Украины — это совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом
экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.
Бюджетная система Украины состоит из:
государственного бюджета;
местных бюджетов. Бюджеты местного самоуправления — бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их
объединений.
Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и
бюджеты местного самоуправления. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной
Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
Доходы бюджета Украины классифицируются по следующим разделам:
1)налоговые поступления;
2)неналоговые поступления;
3)доходы от операций с капиталом;
4)трансферты. Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные
налоги, сборы и другие обязательные платежи. Неналоговыми поступлениями признаются:
доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продаж;
поступления от штрафов и финансовых санкций;
другие неналоговые поступления. Трансферты — это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти
Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на
безвозмездной и безвозвратной основе.
Расходы бюджета классифицируются по:
функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);
экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая
классификация расходов);
признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведом ственная классификация расходов);
по бюджетным программам (программная классификация рас ходов).
Государственный бюджет Украины должен содержать объяснение всех расходов, за исключением расходов,
связанных с государственной тайной (секретных расходов). Статьи расходов Государственного бюджета Украины:
1)государственное управление:
законодательная власть;
исполнительная власть; Президент Украины;
2)судебная власть;
3)международная деятельность;
4)фундаментальные и прикладные исследования и содействие научно-техническому прогрессу государственного
значения, между народные научные и информационные связи государственного зна чения;
5)национальная оборона;
6)правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
7)образование;
8)здравоохранение;
9)социальная защита и социальное обеспечение;
10)культура и искусство;
11)государственные программы поддержки телевидения, радио вещания, прессы, книгоиздания, информационных
агентств;
12)физическая культура и спорт;
13)государственные программы поддержки регионального раз вития и приоритетных отраслей экономики;
14)программы реставрации памятников архитектуры государ ственного значения;
15)государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и
информационных технологий;
16)государственные инвестиционные проекты;
17)государственные программы по ликвидации последствий Чер нобыльской катастрофы, охране окружающей
природной среды и ядерной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычай ных ситуаций и последствий
стихийного бедствия;
18)создание и пополнение государственных запасов и резервов;
19)обслуживание государственного долга;
20)проведение выборов и референдумов;
21)другие программы, имеющие исключительно государствен ное значение.
Бюджетный период составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и истекает 31
декабря того же года.
Бюджет Украины утверждается Верховной Радой Украины — органом законодательной власти, парламентом
страны.
Министерство финансов Украины представляет проект закона о Государственном бюджете Украины Кабинету
Министров Украины для рассмотрения, а также вносит предложения по срокам и порядку рассмотрения этого
проекта в Кабинете Министров Украины. Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении
проекта закона о Государственном бюджете Украины и представляет его вместе с соответствующими материалами
Верховной Раде не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.
Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года,
предшествующего плановому.
Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины.
Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление исполнением Государственного
бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения
бюджета.
Доходная часть бюджета состоит в основном из налоговых поступлений. Ее меньшая часть — это неналоговые
поступления.
В формировании доходов бюджета Украины главную роль играют непрямые налоги. В структуре расходов большую
часть составляют расходы на народное хозяйство. Такой высокий процент расходов невозможен в странах с
рыночной экономикой, но вполне объясним в условиях, когда государственный сектор — основной в экономике
страны — находится в кризисном состоянии и требует государственных инвестиций.
Дефицит бюджета. Государственный долг
Различают два состояния госбюджета:
нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
дефицитное, если расходы превышают доходы.
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его рас ходами.
Та сумма, на которую расходы правительства превосходят доходы за данный год, называется бюджетным
дефицитом. Причины дефицита госбюджета:
1)падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального
дохода;
2)уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;
3)увеличение бюджетных расходов;
4)непоследовательная финансово-экономическая политика.
Государственный бюджет Украины часто был дефицитным. Это значит, что государство тратит больше, чем
получает. Дефицит государственного бюджета приводит к задержке выплат пенсий, зарплат работникам
бюджетных организаций, к дополнительному выпуску (эмиссии) денег, не обеспеченных товарами и
услугами. Казалось бы, к дефициту государственного бюджета должно быть однозначно негативное
отношение. Вместе с тем США, богатейшая страна мира, имеют дефицит государственного бюджета.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает
государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает
длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет
сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо
сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием
этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция,
следствием которой являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы
ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить
правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит
инфляцию. Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а
проциклическим. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического
цикла. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает
налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда
правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет
государственный долг, появившийся в период спада. Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в течение цикла. Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение
сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать
макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны.
Существует четыре основных способа преодоления бюджетного дефицита:
1)сокращение бюджетных расходов;
2)изыскание источников дополнительных доходов, в том числе ужесточение налогообложения;
3)выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для финансирования государственных расходов, что приводит к
инфляции;
4)заем денег у граждан, других государств и финансовых орга низаций.
Дефицит государственного бюджета непосредственно связан с государственным долгом. У кого же
государство может брать в долг? Прежде всего — у своих граждан. Например, оно может выпускать и
продавать своим гражданам облигации государственного займа. Граждане покупают государственные
облигации, надеясь на получение фиксированных и гарантированных доходов — процентов по облигациям
государственного займа. Кроме того, государство может брать в долг средства на покрытие дефицита за
границей. Такой долг является одновременно частью как государственного, так и иностранного долга,
которые следует различать. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных
дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и
лицам. Он имеет негативное значение, т. к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и
перекладывает груз долга на последующие поколения. Внутренний долг — это долг правительства данной страны своим гражданам.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
1.Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов насе лению увеличивает неравенство в доходах
разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств скон
центрирована у наиболее состоятельной части населения. Следова тельно, тот, кто обладает
государственными ценными бумагами, при их погашении станет еще богаче.
2.Повышение налогов с целью выплаты процентов по государ ственному долгу или их снижение может
подорвать действие эконо мических стимулов развития производства.
3.Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда пра вительство вынуждено брать займы на
рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т. к. это обстоятельство при водит
к сокращению капиталовложений внутри страны.
4.Наличие государственного долга создает психологическое на пряжение в стране, порождая
неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Государственный долг и дефицит государственного бюджета связаны не только качественно (долг
возникает потому, что есть дефицит), но и количественно: чем дольше будет сохраняться дефицит
бюджета, тем большим будет долг государства.
Государственный долг возникает при жизни одного поколения и тяжким бременем ложится на плечи
следующих поколений. Проценты по государственному долгу увеличивают общую сумму самого долга.
Ситуация обостряется, если взятые в долг средства государство использует не на эффективные
инвестиции, а, например, на текущее потребление. Такое использование средств в будущем приведет к
сокращению потребления, снижению уровня благосостояния граждан, поскольку для покрытия долга
придется или увеличивать налоги, или сокращать расходы на социальные нужды.