22
Инфляция как макроэкономическое
явление.

Сущность инфляции

Инфляция (inflation — от итальянского слова inflatio, что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
  • устойчивая — это означает, что инфляция — длительный про цесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скач ка цен;
  • общего уровня цен — следует понимать, что инфляция не озна чает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без из менения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т. е. дефля тор ВВП.
    Инфляция, несмотря на то что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
    Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) — устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.
    Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
    Выделим причины изменения цен.
    1. Начнем с традиционно классической причины инфляции. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем.
    В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения — их единственная сфера. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться.
    2.Если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим повышением роста заработной пла ты, это при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Такое явление называется инфляция издержек.
    3.Инфляция прежде всего связана с несбалансированностью го сударственных расходов и доходов, с дефицитом государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Цент ральном эмиссионном банке страны, это приводит к росту массы денег в обращении. Если же этот дефицит покрывается внешними займами, то страна начинает жить за счет будущих поколений, ко торым придется погашать долги своих «отцов». Сам дефицит бюд жета возникает в результате постоянного роста расходов государ ства на финансирование общенациональных экономических и со циальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата, вклю чая правоохранительные органы) и т. д. Образно говоря, государство начинает жить не «по карману».
    4.Для второй половины XX в. характерно возрастание спроса на деньги со стороны производителей.
    В структуре расходов постиндустриального производства все большее место занимает зарплата, раскручивающая рост цен. Чем выше цены, тем выше зарплата, тем выше издержки производства, а следовательно, и цены.
    5.Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уров ня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы.
    Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся, и этим, желая обезо пасить себя, многократно завышает цену на продукцию.
    Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление — важнейшая задача антиинфляционной политики.
    6.Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в миро вые хозяйственные связи вызывает опасность «импортируемой» инфляции.
    Так, к примеру, скачок цен на энергоносители вызывает рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке, — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем, возможности бороться с этим типом инфляции являются достаточно ограниченными.
    7. Внешним толчком инфляции становится рост или падение цен на мировых рынках или несоответствие национальных цен и мировых, то есть при либерализации внешней торговли цены внутреннего рынка начинают подниматься до тех пор, пока не достигнут общемирового уровня. В таком случае имеет место инфляция издержек, так как до тех пор, пока внутренние цены не достигнут уровня внешних, товары будут экспортироваться и будет ощущаться нехватка товаров на внутреннем рынке.
    Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.
    Способы измерения инфляции

    Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (р), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:
    Р -Р
    где:
    Pt— общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года;
    Pt_x— общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года
    Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
    Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.
    Инфляция связана с понятием дефлятора ВВП.
    Дефлятор ВВП (индекс рыночных цен) представляет собой отношение стоимости рыночной (потребительской) корзины текущего года (в ценах данного года) к стоимости рыночной корзины данного года в ценах базового года.
    Инфляция — это увеличение дефлятора ВВП, а дефляция — его уменьшение.
    Уровень инфляции есть относительное изменение дефлятора ВВП:
    УИ = (Д2 - Д,): Д,,
    где: Д2 и Д; — старое и новое значение дефлятора ВВП. Уровень инфляции измеряют также в процентах. Если даны следующие друг за другом промежутки времени, то уровень инфляции на суммарном промежутке времени равен:
    УИ = (УИ1 + 1)(УИ2 + 1) ... (УИп + 1) — 1,
    где:
    УИ; и УИ2 — уровень инфляции на первом и втором промежутках времени соответственно;
    УИ —уровень инфляции на п промежутке времени.
    Виды и причины инфляции

    В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.
    Умеренная инфляциясоставляет 3—5% (до 10%). Этот вид инфляции является нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.
    Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику. При росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличивать предложение, и рынок быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Поэтому механизм перелива капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.
    Галопирующая инфляция (до 100% в год) считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.
    Гиперинфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200—300 и более процентов в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
    При уровне инфляции выше 100% инфляция становится очень опасной. Особенно агрессивна гиперинфляция, когда цены увеличиваются в несколько раз. В этом случае происходит резкое обесце нивание денег. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать деньги в производство, ведь они дадут доход не скоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. При крайних случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства. Население и производители переходят на бартерные сделки.
    Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.
    Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
    Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный уровень (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции — дефицит товаров. Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.
    Выделяют две основные причины инфляции:
    • увеличение совокупного спроса;
    • сокращение совокупного предложения.
      В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, различают два типа инфляции:
      • инфляцию спроса;
      • инфляцию издержек.
        Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса. Это явление нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в сторону спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.
        Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.
        В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
        Большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) основной причиной инфляции спроса считают увеличение денежной массы (предложения денег), делая этот вывод из анализа уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».
        Вспомним уравнение количественной теории денег:
        М V = P Y,
        где:
        М (money supply) — номинальное предложение денег (масса денег в обращении);
        V (velocity of money) — скорость обращения денег (величина, которая показывает количество оборотов в среднем в год, которые делает одна денежная единица, например 1 рубль, 1 доллар и т. п. или количество сделок в среднем в год, которые обслуживает одна денежная единица);
        Р (price level) — уровень цен;
        Y(yield) — реальный выпуск (реальный ВВП).
        Произведение уровня цен на величину реального выпуска (Р ¦ Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП).
        Скорость обращения денег практически не меняется и обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения денег, т. е. рост левой части уравнения, ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне.
        Возникает вопрос: почему, понимая последствия этого процесса, правительства (особенно развивающихся стран и стран с переходной экономикой) увеличивают предложение денег? Дело в том, что эмиссия денег проводится в целях финансирования дефицита государственного бюджета, что и является объяснением увеличения темпов роста денежной массы и основной причиной высокой инфляции в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой.
        Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения, то такой тип инфляции называется инфляцией издержек. Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства.
        Причинами инфляции издержек могут стать:
        • олигополистическая практика ценообразования;
        • экономическая политика государства;
        • рост цен на сырье и т. д.
          Важнейшими факторами инфляции затрат являются повышение номинальной заработной платы и цен на сырье и энергоносители. Если повышение зарплаты не уравновешивается ростом производительности труда, то это означает относительное подорожание ресурса труда и влечет за собой уменьшение количества занятых, а значит, рост безработицы.
          В условиях повышения цен на сырье и энергоносители растут затраты на единицу продукции, что также вызывает снижение предложения и рост цен.
          При этом инфляция издержек способна к воспроизводству: повышение зарплаты порождает рост цен, который, в свою очередь, становится причиной повышения зарплаты для возмещения затрат от роста цен.
          Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов:
          • лидерство в ценах, когда крупные компании отраслей при фор мировании и изменении цен ориентировались на цены, установлен ные крупными производителями в отрасли или в рамках локально- территориального рынка;
          • снижение роста производительности труда и падение произ водства. Решающую роль в замедлении роста производительности труда играет ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами;
          • возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по срав нению с отраслями материального производства, а с другой — боль шим удельным весом заработной платы в общих издержках произ водства;
          • ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, актив ность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста произ водительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т. е. была развернута спираль «заработная плата—цены»;
          • энергетический кризис.
            Инфляция издержек ведет к стагфляции. Стагфляцией называется инфляция, сопровождаемая стагнацией производства (прекращением экономического роста), высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.
            Социальные и экономические последствия инфляции

            Главными последствиями инфляции выступают:
            • снижение реальных доходов;
            • снижение покупательной способности денег.
              Доходы различают номинальные и реальные.
              Номинальный доход — это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является.
              Реальный доход — это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег): реальный
              доход
              номинальный доход индекс цен
              номинальный доход 1 + я
              где % — темп инфляции. Чем выше индекс цен на товары и услуги (т. е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, следовательно, тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
              Покупательная способность денег— это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если индекс цен повышается, то покупательная способность денег падает.
              В период инфляции люди платят своеобразный инфляционный налог — налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода инфляции. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляции, тем больше величина инфляционного налога, которая ускоряет падение покупательной способности (ценности) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» (run from money). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги.
              В своей книге «Монетарная история США» М. Фридман, анализируя гиперинфляцию октября 1923 г. в Германии, остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: «Если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли — то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы — то это гиперинфляция».
              Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
              Издержки «стоптанных башмаков».Это так называемые транс -акционные издержки инфляции, т. е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т. п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги — акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т. е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.
              Издержки «меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны: а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат; б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен; в) нести издержки по принятию решений относительно самих новых цен.
              Издержки на микроэкономическом уровне,связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки «меню»), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в производство более дорогостоящих товаров. Между тем изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Если цена товара меняется только один раз за год, то она является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.
              Издержки, связанные с искажениями в налогообложении и порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и таким образом снижая стимулы к сбережениям, ухудшает условия и возможности экономического роста.
              Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство. Это, с одной стороны, делает более запутанными трансакции (сделки), а с другой — затрудняет подсчет прибыли фирм и, следовательно, делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.
              Все эти издержки существуют, даже если инфляция стабильна и предсказуема. Инфляция имеет дополнительную цену для экономики, если она непредвиденная.
              Последствием непредвиденной инфляции является произвольное перераспределение доходов и богатства: она обогащает одних экономических агентов и обедняет других, доходы и богатство перемещаются.
              Наиболее серьезные и разрушительные последствия гиперинфляции:
              • крах финансовой системы (деньги перестают иметь значение, происходит переход к бартеру);
              • разрушение благосостояния (реальные доходы катастрофичес ки сокращаются);
              • нарушение и разрушение инвестиционного механизма (ин вестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в ус ловиях стремительного обесценения денег неэффективны).
                Инфляция оказывает значительное влияние на экономику, и последствия этого воздействия сложны и разнообразны.
                Если небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
                Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке.
                Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, она обесценивает сбережения населения, а банки и учреждения, предоставляющие кредит, тоже несут потери.
                Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.
                Способы возможного регулирования инфляции

                Рассмотрим точки зрения представителей различных экономических направлений на способы борьбы с инфляцией и безработицей.
                Кейнсианцы считают, что небольшой уровень инфляции вполне допустим и желателен. Основная беда — это безработица, связанная с недостаточным совокупным предложением и сокращением объемов производства. Поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой.
                Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевыми кредитами, растет, что приводит, в конечном счете, к падению цен, к сокращению инфляции.
                Негативным следствием кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход.
                Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживания для безработных, также становятся дополнительными расходами.
                Дефицит государственного бюджета, как неизбежное следствие кейнсианских программ, должен покрываться дополнительной эмиссией денег.
                Монетаристы, во главе с Фридманом, обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя кейнсианской политике, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной степени сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и страна за сравнительно короткий срок вновь впадает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианские рецепты оздоровления экономики не могут до конца устранить причины инфляции.
                Милтон Фридман считает, что инфляция есть чисто денежный феномен и развязан он неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. Государственный бюджет при его дефиците нельзя перегружать. Надо искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал бы дополнительного финансирования. Для этой цели они рекомендуют продавать все, что только можно: ресурсы, информацию и т. д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то необходима разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры для притока капиталов. Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано у монетаристов с ограничением спроса. Эти меры быстро ударяют по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства. Сократить спрос можно при помощи денежной реформы конфискационного плана. Ее цель — уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым радикальным, но жестоким средствам. Однако возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.
                Этапы монетарной антиинфляционной политики, таким образом, можно представить так:
                • на первом этапе проводится конфискационная денежная ре форма;
                • на втором — сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;
                • на третьем — снижаются налоговые ставки.
                  На первом и втором этапе используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.