Всемирная федерация научных работников (ВФНР) и многие другие.
Например, цель Международного союза страховщиков технических рисков — обмен информацией и опытом между страховыми компаниями. Союз вырабатывает рекомендации по проведению
определенных видов страхования. Средства бюджета формируются за счет членских взносов, источниками которых выступают собственные средства участников Союза страховщиков.
Международный союз по публикации таможенных тарифов занимается систематизацией, изданием и распространением материалов о таможенных тарифах и таможенных законодательствах,
издает ежемесячный международный таможенный бюллетень. Средства Союза складываются из членских взносов, размер которых определяется пропорционально объему внешнеторгового
оборота стран-участниц. В Союз входит 65 стран; источником взносов являются ресурсы государственных бюджетов этих стран.
Финансовые ресурсы Международного института государственных финансов (МИГФ) формируются в основном из ежегодных членских взносов, регистрационных сборов с участников ежегодных
научных конференций и конгрессов МИГФ, а также добровольных пожертвований, доходов от продажи научных публикаций института. МИГФ финансирует деятельность по изучению
государственных финансов и государственной экономики, проведение научных исследований в этих областях; деятельность по установлению научных контактов, обмену знаниями и опытом
между индивидуальными и коллективными членами института.
Третьим типом международных организаций являются научные программы и конгрессы.Они функционируют не постоянно, а их проведение осуществляется за счет
финансирования участвующих сторон.
Четвертый тип международных организаций — международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных областях
знаний.
Пятый тип международных организаций занимается сбором средств для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде деятельности.
Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН, созданное в 1945 г. после ратификации Соглашения, разработанного на Конференции
Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу 27 декабря 1945 г.
МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ — г. Вашингтон (США).
Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов, в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для определения объема:
финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и, соответственно,
ее возможности воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной
торговле.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы) и в
ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права голосования — по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед МВФ).
Цели МВФ:
- поощрение международного сотрудничества в области валют ной политики;
- содействие сбалансированному росту мировой торговли;
- поддержание стабильности валют и упорядочение валютных от ношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
- участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на обмен валюты;
- предоставление средств для ликвидации несбалансированнос ти платежных балансов государств-членов.
Функции МВФ:
- контроль соблюдения согласованного кодекса поведения (тес ное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
- финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
- консультирование и сотрудничество.
В настоящее время в МВФ насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной
политики министра или главы Центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов,
а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).
Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24
исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные
избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания
Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может
быть ни управляющим, ни исполнительным директором.
Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них
давления.
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский, Среднего Востока, Центральной Азии,
Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по
налогам, статистике, финансам и филологии. Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые
определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.
Устав МВФ
предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ
может делать заем как у государств и международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. МВФ не пользуется услугами частных кредиторов. МВФ за счет
собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции
осуществляются только с официальными органами стран — членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты
предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты за национальную валюту.
МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления финансирования до 4—5
лет) равными кредитными траншами. Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна увеличиваться в МВФ
более чем на 25% от квоты в течение года и в общем объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду кредита определяются в течение
каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и т. д.
В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility) МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в связи с переходом к
рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в течение 4—10 лет.
В рамках Фонда компенсационного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility) в случае непредвиденных обстоятельств МВФ
предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в случае получения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых цен и т. д., если эти
убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными
МВФ соглашениями.
С помощью Системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для
восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3— 5 лет.
В пределах Фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и Расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural
Adjustment Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а
также для реализации среднесрочных макроэкономических программ. Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором
организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран — членов МВФ. Одной из форм межгосударственного валютного и
кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися
странами средств.
Мировой (Всемирный) банк и его организации
Мировой банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. Он представляет собой ряд институтов развития и часто называется
группой Всемирного банка. Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по
валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г.
МБРР — центральное звено Мирового банка и в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — г. Вашингтон
(США). В настоящее время Мировой банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств — членов МВФ на условиях, определяемых Мировым банком.
Цели МБРР:
- содействие реконструкции и развитию территорий государств- членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели;
- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвести циях частных кредиторов;
- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста меж дународной торговли, а также поддержание сбалансированного пла тежного баланса путем международных
инвестиций в развитие про изводственных ресурсов государств — членов МБРР.
Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), является
высшим органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих
заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям. Решения принимаются простым
большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в
капитале Банка. США имеют более 17% голосов, т. е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8%
соответственно.
Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР
(Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к
определенной группе стран. Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни
представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.
Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10 млрд долл. МБРР финансирует свои кредитные операции из
собственного капитала, заемных средств, привлекаемых на международных финансовых рынках (в основном на американских рынках), аккумулированных с помощью
облигаций (7% годовых) государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Цели МБРР. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов
инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины
50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и
Латинской Америки с целью стимулирования развития их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения
производственных мощностей стран — членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период — 5 лет) под гарантию правительств
стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд долларов в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков. Общая
сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности, достигла 235 млрд долл. (1/3 кредитов приходится на 1989—1993гг.).
Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли
инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%),
здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность, составляют менее 15%.
МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые из
развивающихся стран: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия. Этим странам МБРР предоставил
кредиты на сумму 137 млрд долл. (60% от всех кредитов МБРР).
О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали
с этими институтами, например Боливия, Аргентина, Индонезия и Польша. С 1992 г., в связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире,
Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых
займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику.
В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны
лицами; сократились займы на создание крупной инфраструктуры (дамбы, порты); больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области
образования, здравоохранения и прав женщин.
Кроме того, Всемирный банк определил приоритетным направлением финансирование частного сектора. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии
не оспариваются, МБРР находится в затруднительном положении, поскольку это функции Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором,
а МБРР предоставляет кредиты, как правило, государственным структурам — субъектам международных финансовых отношений, т. е. публичному сектору. Банк выдает
структурные кредиты для регулирования национальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, Прибалтийских
государств. Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят экологическую оценку.
Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. как дочерняя организация МБРР. Она является специализированным учреждением
ООН. Местопребывание — Вашингтон (США). В MAP входят 156 государств-членов.
MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в
рамках национальной экономики, но различаются источниками получения финансовых средств и условиями предоставления капитала. МБРР предоставляет займы на
несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях и в основном государствам, возвращающим кредиты. MAP предоставляет беспроцентные кредиты
беднейшим странам (с ежегодным доходом на одного человека менее 805 долл. США).
Цели MAP:
- поощрение экономического развития;
- повышение производительности труда;
- повышение уровня жизни в государствах-членах.
Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству
персонал МБРР. Президент осуществляет текущие дела MAP.
MAP располагает следующими источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, а также возвращенные кредиты.
Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации
по очередному привлечению средств MAP.
Фонд MAP для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility-Fund) предоставляет беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения
внешнего долга (общая величина кредитов не может превысить 100 млн долл.).
Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.
MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35— 40 лет при льготном периоде в 10 лет. Кредиты предоставляются в национальной валюте
государства. Право на кредит и участие в MAP имеют только члены МБРР. В рамках Программы специальной помощи (Special Programm of
Assistance) осуществляется поддержка стран Африки, расположенных южнее Сахары, с низкими доходами и высокими долгами.
Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных отношений развивающихся государств.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения инвестиций частного капитала в
промышленность развивающихся стран.
МФК — член группы Всемирного банка — является юридически и финансово независимой организацией и в качестве специализированного учреждения входит в
систему ООН. Местопребывание МФК — г. Вашингтон (США).
В МФК в настоящее время входит 161 государство. Членство в МФК предполагает и членство в МБРР.
МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе.
Цель МФК — содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения частных предприятий в производственном секторе.
Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и его заместителей. Он может передавать большинство своих
полномочий (за исключением права приема новых членов, исключения из МФК, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК)
директорам-исполнителям. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем) автоматически является управляющим МФК (если его страна является ее
членом). Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка. Директорат направляет текущую деятельность МФК. Он состоит из
24 директоров Всемирного банка, страны которых одновременно являются членами МФК.
Президент МФК по должности является председателем Директората МФК. За текущую деятельность отвечает Исполнительный Президент.
Банковская консультативная комиссия (Banking Advisory Panel) — восемь представителей ведущих международных институтов — регулярно встречается с
руководством МФК для обсуждения деловых и политических проблем и будущей стратегии корпорации. Деловой консультативный совет (Business Advisory
Council), в который входят ведущие промышленники, банкиры и государственные деятели, встречается с руководством МФК для обмена мнениями по
интересующим их экономическим и финансовым вопросам.
К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставный капитал (1,4 млрд долл.), кредиты МБРР, отчисления от прибылей,
средства от возвращения кредитов и средства, привлекаемые на международных финансовых рынках.
МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР — без гарантии правительства. Таким
образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором. В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по
иностранным инвестициям (Foreign Investment Advi-sory Service), которая оказывает помощь правительствам развивающихся стран для наиболее
эффективного использования иностранных инвестиций (технология, менеджмент) в рамках долгосрочных программ развития.
Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная в мае 1990 г.
Учредителями ЕБРР были 40 государств (все европейские государства), а также две международные организации: Комиссия Европейского
экономического сотрудничества (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Современными членами ЕБРР являются 59 государств. Они разделены на
группы стран:
группа А — государства — члены ЕЭС;
группа В — другие европейские государства (а также Израиль);
группа С — государства Центральной и Восточной Европы;
группа D — неевропейские государства (США и Япония).
Целью ЕБРР является содействие государствам Центральной и Восточной Европы в развитии национальной экономики посредством предоставления кредитов,
финансирования инвестиционных проектов в государственном и частном секторах, обеспечения гарантий их реализации.
ЕБРР совмещает в себе черты различных организаций и учреждений:
-
межгосударственной организации — ЕБРР имеет право заклю чать международные договоры; сотрудники банка, а также их семьи
обладают дипломатическим иммунитетом; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения, таможенных и иных пошлин и обладают
иммунитетом от досмотра и обыска, ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную силу соот ветствующего судебного
решения;
-
инвестиционного банка — ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных бумаг предприятий в случае, если иные методы
финансирования являются менее приемлемыми. Кроме того, ЕБРР выступает в качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных
проектов;
-
коммерческого банка — ЕБРР вправе привлекать финансовые средства с мировых финансовых рынков для финансирования фи
нансово-кредитных и иных коммерческих институтов. ЕБРР претен дует на статус гаранта инвестиционных проектов и займов.
Главным органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим (как правило,
министром финансов или председателем центрального банка), который осуществляет свои функции без вознаграждения. Совет имеет в своем составе
118 членов (59 управляющих и их заместители). Председателя Совета избирают ежегодно. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в год.
Решения принимаются большинством голосов, а при рассмотрении вопросов особой важности — квалифицированным большинством голосов (2/3, или
85% от общего количества голосов).
Совет директоров (23 директора-исполнителя) представляют 11 директоров-исполнителей (директора от стран группы А) и 12
директоров-исполнителей (по 4 директора от стран групп В, С, D). Следует отметить, что в ЕБРР существует следующая практика: директор и его
заместитель не должны быть гражданами одного государства. В функции Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих,
определение политики в отношении деятельности ЕБРР, утверждение бюджета ЕБРР, представление финансовых отчетов после аудиторской проверки.
Решения на заседаниях принимаются большинством голосов или квалифицированным большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества
голосов).
Президент, избираемый Советом управляющих на 4 года, является официальным представителем ЕБРР и возглавляет его и постоянно действующий
исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров и не участвует в голосовании, но при одинаковом
количестве голосов «за» и «против» его голос является решающим.
Акционерный капитал ЕБРР составляет 10 млрд ЭКЮ и разделен на 1 млн акций номинальной стоимостью в 10 000 ЭКЮ. Минимальное количество
акций, на которые должен подписываться каждый член, — 100, из них 3/10 (3 млрд ЭКЮ) подлежит оплате простыми векселями, а 7/10 подлежит
оплате по требованию — в случае если у ЕБРР возникнет такая необходимость. Обычные ресурсы ЕБРР составляют: собственные средства;
привлеченные заемные средства (60%); средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям; иные средства, не являющиеся частью
ресурсов специальных фондов.
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий с государственной и частной формами
собственности:
- предоставление кредитов на развитие производства (в част ный сектор — 60%, в государственный сектор — 40%);
- финансирование и техническое обеспечение инвестиционных проектов (не более 35% от стоимости инвестиционного проекта);
- гарантирование размещения ценных бумаг;
- предоставление гарантий при заимствовании средств на меж дународных финансовых рынках;
- размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с со глашениями.
Наиболее важные направления кредитно-финансовой политики ЕБРР: финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, транспорт, сельское
хозяйство, приватизация, экология. Большинство проектов, реализуемых ЕБРР в Восточной Европе, направлено на развитие инфраструктуры
и телекоммуникаций. ЕБРР участвует в региональных экологических программах — по Черному морю и Дунаю («Дунайская программа» — 700
млн ЭКЮ), а также по Балтийскому морю («Балтийская программа» — 3,2 млрд ЭКЮ), содействует внедрению эффективных систем очистки в
национальных отраслях экономики: топливо и энергетика, производство энергии, транспорт. Экологический консультативный совет ЕБРР
содействует повышению ядерной безопасности, проведению экологического анализа, оценки и аудита экологических проектов.