2
Что и для чего изучает экономическая наука.
Ее место среди других наук.
Ограниченные ресурсы и безграничные потребности
Экономика относится к числу наук, изучающих человека, его поведение, взаимодействие с другими людьми.
В основе поведения индивидов, организаций, всего общества лежат потребности. Одна из моделей систематизации потребностей предложена американским социологом А. Маслоу («пирамида потребностей» А.
Маслоу).
Потребность в самореализации
Потребность в уважении
Социальные потребности
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Потребности также делят на:
- материальные (первичные);
- духовные (вторичные) и другие.
Основным свойством потребностей является их безграничность: по мере удовлетворения одних всегда возникают новые.
Экономические потребности выделяются среди прочих тем, что они удовлетворяются с помощью экономических благ (товаров и услуг), созданных человеческим трудом и предназначенных для последующего обмена
и потребления.
Для производства товаров и услуг требуются экономические ресурсы, или факторы производства.
Виды ресурсов:
1) природные (естественные природные блага);
2) капитальные (предметы, созданные руками людей и исполь зуемые ими в производстве);
3) человеческие (способности и усилия людей, направленные на производство товаров и услуг);
4) предпринимательские (управленческие и организационные на выки, необходимые для ведения производства; посредством этих способностей выше названные факторы сводятся вместе).
Особенностью ресурсов является то, что они, в отличие от потребностей, имеются на Земле в ограниченном количестве, т. е. исчер-паемы.
Человеческие потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, наоборот, ограничены. Отсюда следует, что общество постоянно сталкивается с проблемой ограниченности
возможностей.
Предмет экономической науки. Связь экономики с другими науками
Слово «экономика» в переводе с древнегреческого (pikonomia — ойкос — дом, хозяйство; номос — правило, закон), означает искусство ведения домашнего хозяйства.
В современном языке под термином «экономика» понимается:
1) сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение созданных благ и потребление;
2) хозяйство определенной страны, группы стран или всего мира (например, экономика Украины, экономика стран Западной Евро пы, мировая экономика);
3) отрасль науки, изучающая отношения между людьми, свя занные с хозяйственной деятельностью.
Предмет экономической науки— изучение деятельности людей, связанной с созданием и распределением экономических благ.
Главная экономическая проблема — поиск путей эффективного (экономичного) использования ограниченных (редких) ресурсов, служащих сырьем для производства материальных благ, для максимального
удовлетворения растущих потребностей людей.
Два направления экономической наукиФункции экономической теории: —позитивная (описательная) — изучение фактов, связанных с поведением отдельных экономических субъектов, зависимостей меж ду
ними; —нормативная (прогнозная) — выработка рекомендаций и оцен ка правильности принятых решений. Экономическая теория является общетеоретической базой для всех экономических наук. Экономика — наука
общественная. Наряду с другими аналогичными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии, философии, психологии, истории и других
общественных наук экономическая наука рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения и экономическое поведение людей. Экономическое
содержание процессов производства, обмена, распределения и потребления Экономика — это особая сфера жизни общества, охватывающая производство и обмен товаров и услуг, а также распределение и
потребление созданных в обществе благ. Экономическим благом является все, что может удовлетворять различные потребности людей. Определим экономическую сущность производства, обмена, распределения и
потребления. Производство с точки зрения экономики — это способ соединения производственных ресурсов (земля, труд, капитал) и их согласованного, целенаправленного использования, а также способ
взаимодействия различных сфер, отраслей, видов деятельности, основанных на общественном разделении труда. Обмен — это отношения купли-продажи, связанные с движением товаров и услуг от производителей
к потребителям; это движение обеспечивают деньги, цены, торговля. Распределение — это формирование доходов предпринимателей, рабочих, служащих, фермеров, банкиров, землевладельцев, отдельных семей и
государства. Потребление — это использование доходов для приобретения товаров и услуг. Субъекты (действующие лица) экономических отношений Поскольку экономика — сложная и многомерная система, то в
ней можно выделить разные субъекты экономических отношений. Если рассматривать экономику с точки зрения движения товаров и доходов, то главными субъектами являются:
- домашние хозяйства, поставляющие на рынок факторы произ водства;
- предприятия-производители и фирмы, поставляющие на ры нок товары и услуги;
- государство, которое изымает часть доходов домашних хо зяйств и фирм и расходует средства на приобретение общественных благ.
Если рассматривать экономику с точки зрения отношений купли-продажи, то субъектами являются:
- продавец, предлагающий продукцию;
- покупатель, формирующий на нее спрос.
Если исследовать экономику с точки зрения организационно-правовой формы, то ее субъектами являются: банки;
страховые компании;
товарные и фондовые биржи;
предприятия розничной и оптовой торговли и др. Если же анализировать экономику с точки зрения отношений распределения, то ее субъектами выступают получатели различных доходов:
- наемный работник, получающий доход в форме зарплаты;
- предприниматель, получающий доход в форме прибыли;
- акционер, получающий доход в форме дивидендов;
- государство, получающее доходы в основном в форме налогов.
Чем сложнее экономическая жизнь общества, тем больше в ней будет разных действующих лиц (субъектов).
Значение экономической науки в жизни общества и отдельного человека
Значение экономической науки в жизни общества проявляется по меньшей мере в двух направлениях:
- разработка принципов, которые становятся основой экономи ческой политики;
- содействие демократизации общества.
Разработке экономической политики предшествует экономическое исследование, имеющее следующие этапы:
- сбор фактов;
- разработка теории;
- обоснование экономической политики.
Сбор фактов — это накопление определенных данных, их анализ, классификация. Если, например, анализировать потребление, то необходимы данные об уровне
доходов потребителей (минимальной и средней зарплате), уровне цен, структуре потребления.
Экономическая теория — это попытка объяснить определенные явления в экономике. С этой целью факты упорядочиваются, между ними устанавливаются связи,
делаются обобщения. Опираясь на факты, экономика выводит теоретические положения. Возникшие теоретические выкладки проверяются на практике.
Кроме теории как объяснения связей между отдельными явлениями, существует теория как система взглядов, базирующаяся на определенных исходных положениях
(предпосылках). На основе таких исходных положений в экономической науке возникают учения, направления, школы.
Экономический мир чрезвычайно сложен. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контрольные эксперименты, как это происходит в
научных лабораториях. Ученые-экономисты выдвигают гипотезу. Если гипотеза верна, она становится частью теории, если же нет — отбрасывается.
Если воплощенная в экономической политике теория не дает желаемых результатов, то есть если ее объяснение действительности не подтверждается, то теория
корректируется, дополняется, обновляется. К старому названию теории прибавляется частица «нео» (новый), например: неоклассическая экономическая теория.
Достижения экономической науки, выводы экономических теорий используются при разработке экономической политики — мер, направленных на решение экономических
проблем. Экономические советники консультируют высших правительственных лиц, в программах политических партий есть экономические разделы. Но не всегда и не все
теории становятся политикой правительства. Это обусловлено, во-первых, тем, что существуют различные и даже противоположные теории относительно одних и тех же
явлений. Во-вторых, ни одна теория не может предвидеть всех возможных изменений в экономике страны. Поэтому в экстремальных ситуациях, например во время
экономических кризисов, иногда необходимо руководствоваться не только теорией, но и просто здравым смыслом.
Экономическая наука объясняет связи между явлениями, формулирует принципы, способствующие решению таких сложных проблем, как безработица, инфляция, бедность,
бюджетный дефицит и др.
Экономическая наука содействует демократизации общественной жизни. Известно, что наиболее характерное проявление демократической организации общества —
выборность органов власти. Важным условием проведения действительно демократических выборов является экономическая информированность не только тех, кто
претендует на власть, но и тех, кто выбирает. Должностные лица, политические деятели вынуждены давать ответы на важные экономические вопросы: возможно ли
осуществление социальных программ, чем обусловлено падение курса валюты, как целесообразнее изменить систему налогообложения? Если самые широкие слои населения
не будут иметь хотя бы общих представлений об экономических явлениях, они не смогут действовать сознательно в ходе избирательных кампаний, референдумов, других
общенациональных или местных акций.
Экономическая информированность необходима развитому обществу, строящему свою жизнь на демократических началах. В ней нет необходимости в отсталых
недемократических обществах, которые держатся на экономической необразованности своих граждан.
Значение экономической науки в жизни отдельного человека очень велико.
- Знание экономических законов способствует: рациональному поведению в сфере потребления, разумному использованию инди видуальных сбережений, ориентации
в сфере бизнеса, принятию решений при выборе работы.
- Экономическая осведомленность формирует определенные представления о том, чем следует руководствоваться при исполь зовании своих доходов. Например,
человек, который разбирается в природе инфляции, в функциях различных рыночных учрежде ний (банков, акционерных обществ, страховых компаний), имеет шанс
лучше использовать свои деньги и предотвратить обесцени вание своих сбережений.
- Человек, имеющий свое дело (бизнес), осуществляет соб ственную хозяйственную политику. Предприниматель, понимаю щий причины и следствия экономических
явлений, примет более правильное решение, чем тот, который не знает этого.
- Выбирая жизненный путь, будущую профессию, следует не только учитывать свои склонности, но и знать, какие профессии и почему в ближайшее время будут
пользоваться спросом, а какие, напротив, станут ненужными; какие существуют формы организа ции и оплаты труда; какие, кроме заработной платы, бывают закон
ные источники получения доходов.
Методы экономических исследований
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие
общественные и естественные науки. Важнейшими из таких общенаучных методов для сферы экономики являются следующие.
Методы экономических исследований:
- наблюдение и сбор фактов;
- эксперимент;
- моделирование;
- метод научных абстракций;
- анализ и синтез;
- системный подход;
- индукция и дедукция;
- исторический и логический;
- графический.
Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на
практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в
действительности. К примеру, именно благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот
или иной период.
В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в
специально созданные и контролируемые условия. Скажем, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные
испытания в рамках определенной группы работников.
Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому
образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, например, просчитать наиболее рациональный
вариант хозяйственных связей предприятия.
Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных
понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности
понятие). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им
свойства выделяют. Скажем, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других не
существенных в данном случае характеристик предметов, предлагаемых в магазинах, и в то же время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти
вещи — продукты труда, предназначенные для продажи.
Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление)
предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, сопоставление экономических
показателей работы отдельных шахт — это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Украины —
синтез. Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования.
Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение
разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что, по существу, весь окружающий человека мир состоит из множества
больших и малых систем.
Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но
тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А
рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко,
мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей
стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических
процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и
сделать общие выводы. К примеру, ученые детально исследовали конкретный ход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных
странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в
соцстранах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т. д.
Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных
процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим
инструментам исследования обеспечиваются компактность (сжатость) и наглядность в изложении теоретического материала. Так, скажем, график зримо
демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.
Эволюция экономических взглядов и теорий
Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксе-нофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности, теоретические же
осмысления экономической жизни появились в XV—XVIII веках.
Первым экономическим учением стал меркантилизм (от итал. mercante — торговец).
Его сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Меркантилизм прошел два этапа.
На раннем этапе (XV — начало XVI в.) он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной
формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из
страны.
Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса».
В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить
иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т. е. осуществлять политику протекционизма (от лат.
protectio — покровительство, защита).
Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкре-тьен, У. Стаффорд, Кольбер. Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии — в
стране с самой передовой тогда экономикой. А в числе его главных теоретиков были экономисты Томас Ман (1571— 1641, Англия) и Антуан де
Монкретьен (ок. 1575—1621, Франция). Последний из них ввел в оборот термин «политическая экономия» (1615), которым впоследствии часто именовали
общетеоретическую экономическую науку.
Меркантилизм был теоретической базой торгового капитала. Бурно же развивавшийся в XVIII в. капитализм «прирастал» промышленностью. В этих
условиях появился целый ряд прогрессивных доктрин, позднее вошедших в историю под общим названием классической политической экономии. В числе
первых ее представителей были физиократы — французские экономисты XVIII в., прежде всего Франсуа Кенэ (1694—1774) и Анн Робер Жак Тюрго
(1727—1781).
Суть физиократизма во многом проявляется в самом его «говорящем» названии: физиократия означает «власть природы» (от греч. слов physis —
природа и kratos — власть). В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не
обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство — сфера, где создается новое богатство
(так называемый «чистый продукт»). Промышленность же и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая, не
принося ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия.
Классическая политическая экономия
В 1776 г. появилась одна из самых значительных книг за всю историю человеческой цивилизации. Она называлась «Исследование о природе и причинах
богатства народов», ее автором был профессор философии из Глазго Адам Смит (1723—1790). Впоследствии он получил титул «отца экономики».
Можно сказать, что основы политической экономии как самостоятельной науки были заложены именно А. Смитом.
А. Смит считал, что богатство нации создается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного. Производительность труда является
решающим фактором экономических возможностей нации. Использование разделения труда, конкуренции, рынка повышает производственные возможности
общества.
Государство, по мнению Смита, должно осуществлять лишь минимальное вмешательство в экономику. Рынок сам, полагал Смит, сделает все необходимое
для эффективного распределения ресурсов, организации производства, распределения товаров и доходов. Рынок он сравнивал с «невидимой рукой»,
которая эффективно направляет индивидуальные экономические силы.
К выдающимся теоретикам классической политической экономии относятся еще два представителя Англии: Давид Рикардо и Джон Стюарт Милль.
Заслуги классической школы:
1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.
2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.
3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. они не могут быть отменены ни королями,
ни правительствами.
4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предприни мателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.
Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями. В начале второй половины XIX в. политическая экономия переживала глубокий кризис.
Она распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.
Примерно с середины XIX века в экономической науке развивалось направление, альтернативное сложившимся экономическим традициям, —
марксизм.
Карл Маркс (1818—1883) родился в Германии, но в возрасте 24 лет по политическим причинам навсегда покинул родину и провел значительную часть
своей жизни в Англии.
В 1867 г. вышел в свет первый том его фундаментального труда «Капитал». Второй и третий тома были отредактированы и изданы его другом и
соратником — Фридрихом Энгельсом — уже после смерти автора.
К. Маркс считал, что историческое развитие почти полностью определяется действием экономических факторов, понять причины тех или иных событий
можно только через анализ действия экономических сил. Краеугольный камень марксистского учения — теория прибавочной стоимости. Последняя
представляет собой разницу между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы, которая создает этот товар. Капиталист, несправедливо присваивая
прибавочную стоимость, которая должна принадлежать наемным рабочим, тем самым осуществляет эксплуатацию труда. К. Маркс делает вывод о
неизбежности гибели капиталистической системы — в ней заложены неразрешимые внутренние противоречия: капиталисты стремятся снизить свои расходы
по заработной плате, но тем самым происходит уменьшение покупательских возможностей общества, возникает кризис производства. В конце концов
рабочие, по мнению Маркса, свергнут власть капиталистов-эксплуататоров.
Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс
обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться.
Эта идея до сих пор вызывает споры, ибо простых ответов на эти вопросы не существует.
Марксизм оказал большое влияние на ход исторических событий в XIX—XX вв. Однако сегодня среди экономистов осталось очень мало его
сторонников.
В 70-х годах XIX в. зародилась особая, деидеологизированная линия в экономической теории — линия «экономике». Принято считать, что самый
заметный вклад в экономическую науку внес англичанин Альфред Маршалл (1842—1924). Его основной труд — «Принципы экономической науки»
(1890г.).
Маржинализм (от франц. marginal — предельный), в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа
производства, основанного на эксплуатации.
Его представители: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске
наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу
«Экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл.
В отличие от марксизма маржинализм находился под прессом конкуренции идей, которые заставляли его воспринимать новые здравые мысли и методы.
Так, его сторонники первыми стали использовать в своих исследованиях математические модели, а в 90-е годы XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию
маржинализма элементы из теории Рикардо — классика политической экономии, в результате чего она выиграла и стала называться неоклассической
системой. Ее представители: Д. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Лигу (кембриджская школа) и др.
Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее
организации, а единичным объектом исследования — поведение и субъективные мотивы «экономического человека» (homo economicus), который в своей
деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название
микроэкономического. Позже маржинализм впитал в себя теорию Д. М. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику
нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство.
Неоклассики существенно модифицировали теорию цен классиков. В частности, ими были введены такие понятия, как спрос, предложение, цена
равновесия и др. Покупатель занял у неоклассиков весьма заметное место в ценообразовании. Классическая же школа акцентировала внимание на роли
производителя как решающего действующего лица процесса ценообразования. А. Маршалла считают основоположником современной ценовой теории.
В экономическую науку в этот период активно вошли математические методы, графики, психология. Неоклассики заметно изменили традиционную
экономику, их идеи вошли и в XX век.
В XX в. основными теоретическими конкурентами в экономике выступили два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Узловым пунктом их дискуссий
оказался вопрос об экономической роли государства. А именно: должно ли оно вмешиваться в экономику и если да, то как и в какой степени? Первыми
на этот вопрос начали отвечать неоклассики.
Главная неоклассическая идея состоит в том, что частнопредпринимательская рыночная система (с ее автоматическими регуляторами и стимулами)
способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный
механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.
«Революция» Кейнса
Английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) многие склонны считать самым крупным экономистом XX столетия.
В 1936 г. была опубликована самая знаменитая книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней были представлены основные
экономические идеи автора. Среди них те, которые дали основание говорить о «кейнсианской революции».
Что же такого революционного было в теории Кейнса? Прежде всего то, что он коренным образом пересмотрел классическое определение экономической
роли государства. По мнению Кейнса, государство должно отказаться от политики невмешательства и активно участвовать в регулировании
экономических процессов, проводить стабилизационную макроэкономическую политику.
Нужно сказать, что к тому времени экономическая действительность явно уже не вмещалась в рамки традиционных схем, согласно которым рынок
наилучшим образом «все сделает сам». Факты свидетельствовали о значительном уровне безработицы, о существенных колебаниях объемов национального
производства, о нестабильности общего уровня цен и других неблагоприятных явлениях. Кейн-сианская теория ставила диагноз и предлагала рецепты
лечения этих экономических болезней. В частности, предполагалось, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос,
могла бы справиться с проблемой массовой безработицы.
В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.
Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление — кейнсианство ж.
Кейнс заложил основы теории смешанной экономики — системы взаимодействия рыночного и государственного регулирования экономических процессов. В
настоящее время кейнсианские идеи являются широко принятыми, государственное регулирование экономики рассматривается как нечто само собой
разумеющееся.
Наибольшее распространение кейнсианство и его модификации получили в 50—60-е годы, когда они помогли смягчить кризисные явления в экономике.
Однако на рубеже 70—80-х годов в развитых странах назрела новая корректировка экономического курса — теперь уже опять на неоклассической
базе.
Новейшие тенденции
Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает институционально-социологическое направление (от лат. institutum
— учреждение). Его представители: Т. Веб-лен, У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.
Согласно этой теории, характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок —
лишь часть их. Сторонники данной теории выработали идеал общества «социального благоденствия», в котором должны присутствовать социальные
программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства в
экономику. В определенной мере эти идеи реализованы в «шведской модели» экономического развития.
Во второй половине XX века дискуссии по крупным экономическим проблемам ведутся в аспекте определения наиболее эффективного соотношения
рыночного и государственного регулирования экономических процессов.
В рамках кейнсианского направления (Р. Харрод, Е. Домар, Дж. Робинсон) развиваются идеи более полного учета факторов экономического роста,
разрабатываются модели государственного регулирования для различных стадий экономического цикла, использования налогово-бюджетных инструментов
регулирования.
Неоклассические традиции либерального государственного влияния на экономическую жизнь общества поддержаны представителями монетаризма (М.
Фридмен), неолиберализма (Ф. Хайек), теории социально ориентированного рыночного хозяйства (Л. Эрхард), экономики предложения (А. Лаффер).
Особое место занимает школа неоклассического синтеза (П. Самуэльсон), рекомендующая в зависимости от условий, сложившихся в экономике, отдавать
предпочтение либо кейнсианским, либо либеральным подходам.
Представим обобщенную характеристику основных направлений развития экономической теории в таблице.
I. Экономическая теория, которая изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики и имеет различные уровни исследования:
|
1. Микроэкономика
|
Изучает поведение и взаимодействие отдельных экономических субъектов (до-мохозяйств и фирм). Основные проблемы, которые решаются на микроуровне: спрос, предложение, цена, заработная
плата, прибыль, конкуренция и др.
|
2. Макроэкономика
|
Изучает экономику страны в целом. Проблемы макроуровня: объемы национального производства, занятость и безработица, инфляция, роль государства в экономической жизни и др.
|
3. Мегаэкономика
|
Изучает законы и поведение мировой экономики в целом
|
II. Конкретные экономические науки, которые изучают отдельные области хозяйственной жизни общества:
|
1. Отраслевые
|
Экономика промышленности; экономика сельского хозяйства и др.
|
2. Функциональные
|
Бухгалтерский учет; статистика; финансы и др.
|
3. Комплексные (на стыке с другими науками)
|
Экономическая география; экономическая история; демография и др.
|
Теоретические школы
|
Основной период развития
|
Основные идеи
|
Меркантилизм
|
XVI—XVIII вв.
|
Главное богатство общества — деньги (золото и серебро). Источник этого богатства — сфера обращения (торговля и денежный оборот). Государство должно активно вмешиваться в экономику,
помогая обогащению общества
|
Школа физиократов
|
XVIII в.
|
Источник богатства общества — производство, а не обращение, причем производство, прежде всего, сельскохозяйственное. Промышленность же — это «бесплодная сфера», которая лишь
перерабатывает продукты природы и земледелия
|
Рыночная школа
|
XVII—XIX вв.
|
Источник богатства общества — производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития — свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее
государства
|
Марксистская политическая экономия
|
С середины XIX в.
|
Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить
социализм (с общей собственностью и государственным руководством экономикой) для блага всего общества
|
|
С конца XIX в.
|
Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронта-ционных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики»
|
Неоклассическое направление
|
С конца XIX в.
|
Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство же должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования
|
Кейнсианское направление
|
С 30-х годов XX в.
|
Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу
|