6
Модели рыночной, плановой
и смешанной экономик

Экономическая система

Три главных экономических вопроса:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
могут решаться по-разному в зависимости от типа экономической системы.
Экономическая жизнь любого общества определенным образом организована. Способ такой организации называют экономической системой.
Экономическая система представляет собой совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбор способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей индивидов и общества.
Основные элементы экономической системы
В зависимости от того, как осуществляется выбор (что? как? для кого?), какими способами реализуется данная цель (организационно-правовые формы, способы управления и экономические связи), различают типы экономических систем:
  • традиционная;
  • рыночная;
  • командно-административная.
    Отдельно выделяют смешанную экономику и переходную, суть которых основана на соединении отдельных элементов вышеперечисленных типов.
    В последние полтора—два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:
Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.
Выделяются частная, государственная и коллективная формы собственности.
Организационные формы хозяйственной деятельности.
Хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности. Способы управления поведением экономических субъектов могут быть разными: субъекты могут быть независимыми и свободными, подчиняться приказу, подчиняться традиции.
Конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем. Традиционная система В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, проверенных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя. Черты традиционной экономической системы:
  • отсталая технология;
  • широкое распространение ручного труда;
  • многоукладность экономики;
  • замкнутый, закрытый характер;
  • консерватизм и неприятие нововведений.
    Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Традиционная система сориентирована на самообеспечение, и все производимое в рамках данной экономической структуры здесь же и потребляется.
    Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
    Неприятие нововведений связано с риском нарушения сложившегося равновесия, что может угрожать самому существованию системы.
    В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
    В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.
    Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
    Достоинства традиционой системы:
    • относительная стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
    • отсутствие инфляции, безработицы, резких социальных противоречий;
    • предсказуемость жизни.
      Недостатки традиционной системы:
      • изолированность от внешних изменений;
      • социально-экономический застой, отсутствие прогресса;
      • низкий уровень жизни населения.
        Традиционные системы, характерные главным образом для примитивных цивилизаций, базируются на авторитете управляющего органа и незыблемости сложившихся правил поведения.
        Планово-командная экономическая система (административно-плановая)

        Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
        Характерные черты административно-командной системы

        Государственная собственность на экономические ресурсы. Будучи в законодательном порядке собственником подавляющей части общественного богатства, государство имеет возможность реально распоряжаться им в соответствии с намеченными целями. Однако огосударствление проявляется и по отношению к негосударственной собственности
        Централизм и монополизм государства. В плановой экономике централизм реализуется через присвоение государством всех ресурсов, их распределение, а также через определение цен и доходов. Средством централизма становится всеобъемлющее планирование. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства
        Иерархия и субординация. Распоряжение ресурсами осуществляется из единого центра, распределяющего их между исполнителями, которые обладают ограниченной ответственностью чисто административного типа за выполнение приказов. Преобладающим типом экономической связи является вертикальная субординация; передача сверху вниз по иерархической пирамиде команд, а снизу вверх — отчетов о выполнении. Ведущим мотивом деятельности в таких системах является страх наказания за невыполнение приказов, исполнение которых контролируется специальными органами, вписанными в ту же иерархию.
        Все отношения командной экономики основываются на субординации, подчинении интересов низших звеньев (отдельные потребители, производители) интересам высших инстанций (отраслевые министерства, территориальные объединения), государства в целом.
        Бюрократизация. Административно-командная система — это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.
        При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.
        Жесткая централизация в распределении. Если в условиях рынка ресурсы между различными сферами деятельности распределяются главным образом через рыночный механизм взаимоотношений потребителей и производителей, который образует спрос, предложение и цену, то в командной системе эту роль берет на себя государство. Так же происходит и с конечными товарами. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
        Уравнительность. Командная экономика ограничивает дифференциацию доходов, то есть уравнивает доходы большинства потребителей. Человек не является полным владельцем своей способности к труду. Он не получает доходов как владелец земли или капитала. Предпринимательство же вообще рассматривается как нелегальная деятельность и может быть реализовано только благодаря «черному» рынку. Есть и обратная сторона уравнительности: она гарантирует определенный (невысокий) уровень потребления для всех и обеспечивает интересы тех, кто не может, не хочет или не умеет работать лучше. Уравнительность и гарантированность потребления лишают заинтересованности в достижении более высоких результатов труда.
        Централизованное экономическое планирование. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
        • во-первых, непосредственное управление всеми предприятия ми из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
        • во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свобод ные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
        • в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
          Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами.
          Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
          Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда. Доход в обществе зависит прежде всего от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.
          Объективность оценки централизованно-плановой экономики как общественного явления требует анализа как ее положительных сторон, так и отрицательных.
          Достоинства плановой экономики:
          1.Путем концентрации усилий на отдельных направлениях эко номической деятельности централизованно-плановая система мо жет обеспечить достижение самых передовых позиций даже при общем отставании экономики от наиболее развитых стран. Доста точно привести примеры достижений Советского Союза в области космонавтики, ядерного вооружения и т. п.
          2.Командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Применяемая система социальных га рантий формирует у человека уверенность и ощущение стабильно сти. Каждому гарантирована работа, а также пусть и не всегда высо кая, но стабильная и обычно постоянно возрастающая заработная плата.
          3.Централизованно-плановая экономика доказала свою жизнен ность в критические периоды человеческой истории (война, ликви дация разрухи и т. п.). Государство, будучи практически единствен ным распорядителем ресурсов, в состоянии мобилизовать их в нуж ном направлении, сознательно ограничивая потребление в других сферах.
          4.Возможность быстро накапливать производственные ресурсы и перераспределять их в пользу некоторых приоритетных направлений или отраслей, избавиться от явной безработицы и очевидной нищеты, обеспечить всем определенный уровень образования и медицинского обслуживания.
          Недостатки плановой экономики:
          1.Командная система исключает использование такого фактора развития человеческой цивилизации, как частная собственность на экономические ресурсы. Объявив всех граждан совместными соб ственниками, но не создав механизма реального их участия в реали зации этого права, централизованно-плановая система отделяет юри дического собственника от распоряжения объектом собственности. Реальным распорядителем становится государственный аппарат.
          2.Командная система оставляет очень узкие рамки для сво бодной хозяйственной инициативы, исключает или существенно ограничивает свободное предпринимательство.
          3.Утвердившиеся формы хозяйствования сдерживают повыше ние эффективности производства, поощряют затраты, а не эконо мию. Здесь обнаруживается такое явление: наращивание производ ственных возможностей высокими темпами при централизованно- плановой экономике происходит до тех пор, пока имеются возмож ности экстенсивного роста, мобилизации все новых и новых ресур сов. Потенциал же интенсивного роста этой системы оказывается весьма ограниченным.
          4.Социальное иждивенчество. В централизованно-плановой эко номике оплачивается в принципе любой хозяйственный результат, даже если он не способен удовлетворить потребности тех, кому пред назначается.
          5.Кругооборот плановой экономики гарантирует равенство рас пределения доходов и продуктов в границах, определенных госу дарством, но он не обеспечивает эквивалентности обмена, поскольку лишен механизмов объективной оценки.
          6.Признание результата — дело не непосредственного потреби теля, а государства: производителя непосредственный потребитель не контролирует; здесь не развита конкуренция между предприя тиями. Плохой результат будет оплачен хорошими результатами других предприятий. Производители, которые получают от госу дарства ресурсы и полностью реализуют свои возможности, оказы ваются в худшем положении, чем те, кто их утаивает. Существует диктат производителей над потребителями.
          7.Государство полностью контролирует формирование доходов.
          8.Неспособность обеспечить технический прогресс и рациональ ное использование ресурсов.
          9.Низкий уровень удовлетворения потребностей.
          10. Существовал дефицит качественных товаров и услуг. Имел место «черный» рынок (нелегальный), где цены были в несколько раз выше государственных, но потребители вынуждены были приобретать дорогостоящие товары из-за отсутствия рынка.
          В целом нужно признать, что исторический опыт показал ограниченность централизованно-плановой экономической системы. Масштабное и глубокое вмешательство государства в экономику снижает ее эффективность, ограничивает экономические права людей, оставляет очень мало места для свободной инициативы.
          Именно из-за этих недостатков практически все страны с командной экономикой отказались от ее принципов и стремятся наверстать упущенные возможности на пути перехода к рынку.
          В конце 80-х — начале 90-х годов большая группа бывших социалистических стран (тех, где существовала централизованно-плановая экономика, в том числе и Украина), приступила к решению крупномасштабной проблемы — рыночной трансформации экономики.
          Рыночная экономическая система

          Приблизительные исторические рамки существования в развитых странах мира элементов такой экономической системы можно определить следующим образом: со второй половины XVIII века до конца XIX — начала XX века. Однако многие ее черты сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики не существовало.
          Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
          Основные характеристики рыночной системы:
          1.Частная собственность. Осуществляется право негосудар ственной, частной собственности на экономические ресурсы — капи тал, землю, природные ресурсы.
          2.Свободное предпринимательство. Отдельные люди, их груп пы по своей личной инициативе выступают в качестве свободных предпринимателей, которые берут на себя функцию организации экономических сил: они мобилизуют необходимые ресурсы, орга низуют само производство и реализацию произведенных товаров. Свободное предпринимательство становится массовым явлением, именно оно обеспечивает большую часть производства националь ного продукта.
          3.Личный интерес. Экономические субъекты поступают в соответствии со своими личными экономическими интересами. Стремление наилучшим образом реализовать индивидуальный интерес является основным мотивом экономических поступков. Каждый стремится максимизировать свой доход: предприниматель — прибыль, наемный работник — заработную плату, кредитор — процент за пользование ссудой, землесобственник — арендную плату и т. д.
          4.«Невидимая рука». Существует, по выражению Адама Смита, «невидимая миру рука», которая направляет индивидуальное по ведение, личные интересы к общественным целям, к удовлетворе нию интересов других экономических субъектов. Экономический субъект работает на общественную пользу. «В большинстве случа ев, — утверждает Смит в книге «Исследование о природе и причи нах богатства народов», — он гораздо сильнее содействует обще ственным интересам, думая исключительно о своих собственных, нежели тогда, когда обдуманно встает на путь служения обществу». Что же это за чудотворная «невидимая рука»? Это рынок как координационный механизм со своими элементами: спросом, предложением, ценой. В спросе выражаются намерения потребителей, в предложении — возможности и желания производителей, а цена — инструмент согласования их решений и действий. Посредством взаимодействия этих элементов передаются и согласовываются решения производителей и потребителей. Это саморегулирующаяся система, не требующая никакого внешнего вмешательства.
          5.Свободная конкуренция. Существует так называемая совер шенная, или свободная, конкуренция. Она предполагает наличие многих, независимо действующих продавцов и покупателей каждо го ресурса и конечного товара или услуги. Каждый из этих эконо мических субъектов сам по себе не в состоянии повлиять на цену, по которой реализуется тот или иной товар. Как следствие — экономи ческая власть широко рассредоточена.
          6.Минимальное государственное влияние. Государственное воз действие на экономику в основном ограничивается защитой част ной собственности и формированием определенной правовой среды деятельности экономических субъектов через законы, указы, по становления и т. п. А. Смит утверждал, что лучше всего регулирует экономику то государство, которое регулирует ее менее всего.
          К преимуществам рынка относят:
          1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет личной выгодой, она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность.
          2.Свобода выбора и действий потребителей и предпринимате лей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпри нимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия — производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собствен ному выбору находить место приложения имеющимся у них мате риальным и людским ресурсам.
          3.Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособ ность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Таким образом производители пытаются привлечь потенциальных потребителей. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. Одновременно с этим устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых перестала удовлетворять потребителей, сходят со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения обновленных моделей.
          4.Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надле жащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов на зывается направляющей или ориентирующей функцией цен. Воз действуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребитель ских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение дру гих. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, по скольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возника ющие в результате этого изменения ресурсные цены переориенти руют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.
          5.Инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Конкурентная рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Приме нение передовых технологий обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение из держек производства означает для фирмы-пионера получение эко номической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены товара, инновацион ная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и вы сокой экономической прибыли.
          6.Возможность успешного функционирования при наличии весь ма ограниченной информации — достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
          Недостатки рыночной системы:
          1.Угасание конкуренции. Отрицательное влияние монополий. Свободной, индивидуалистической среде рыночной экономики при суще стремление предпринимателей в погоне за прибылью улуч шать свои экономические позиции путем освобождения от ограни чительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры ком паний, беспощадная конкуренция — все это способствует ослабле нию конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Исключительное положение позволяет монополиям диктовать рын ку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному пред приятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.
          2.Неравное распределение дохода. В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходи мых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным или ловким пред принимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усилива ет этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количе ственных и качественных различий в людских ресурсах, поставля емых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвы чайно неравное распределение денежных доходов. В результате се мьи резко различаются между собой возможностью реализовывать свои потребности на рынке.
          3.Расточительное и неэффективное производство, нестабиль ность развития. Рыночная экономика не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств), не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка и характерной погони за прибылью, порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (школы, полиция, общественный транспорт и т. д.). Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен, что приводит к инфляции и безработице, накоплению социальных противоречий.
          4. Недостаточное обеспечение фундаментальных исследований в науке. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.
          Явление смешанной экономики. Смешанные экономики развитых стран

          Под смешанной экономикой подразумевается тип экономической системы, соединяющий элементы механизма рынка и активной деятельности государства.
          Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период.
          Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования.
          Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности.
          Вторая трактовка, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования.
          Третья трактовка, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и общественных социальных гарантий.
          Наконец, еще одна трактовка, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
          Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
          Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако в условиях разных стран возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров.
          Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.
          Многие страны мира имеют экономическую систему смешанного типа. Это означает, что в ней рыночные принципы реализуются не в чистом виде.
          Переход к смешанной экономике был типичным ответом индустриальных стран на обнаружившиеся в начале XX века ограниченность и противоречивость саморегулирования чистого рынка. Недостатки рыночной экономики могут быть смягчены государственным регулированием. При этом государство частично берет на себя те функции, которые присущи ему в командной экономике, а именно:
          • перераспределяет доходы с помощью налогов и формирует фонд централизованных средств;
          • становится владельцем части производственных ресурсов и под держивает предприятия государственного сектора;
          • финансирует образование, культуру, фундаментальные иссле дования, обеспечение общественного порядка;
          • влияет на перераспределение ресурсов между отраслями для предотвращения спадов производства и безработицы.
            Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:
            • смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
            • смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
              Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.
              Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
              Американская модель — это либеральная рыночно-капиталис-тическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
              Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.
              Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:
              • индивидуальная свобода как условие функционирования ры ночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
              • социальное равенство — рыночное распределение доходов обус ловлено объемом вложенного капитала или количеством индивиду альных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими про тивоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например в жилищном строитель стве;
              • антициклическое регулирование;
              • стимулирование технологических и организационных инноваций;
              • проведение структурной политики;
              • защита и поощрение конкуренции.
                Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
                Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
                Шведская модель — это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.
                Современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
                Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей свободы и справедливости отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство».
                Социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.
                В общем виде эти цели можно сгруппировать следующим образом:
                • обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
                • социальная обеспеченность и социальная справедливость;
                • содействие конкуренции;
                • обеспечение политической стабильности.
                  Таким образом, смешанная экономика — это такая экономическая система, в которой регулирование экономических процессов осуществляется как рынком, так и государством, без решающего преобладания одного из них.
                  Экономическая система смешанного типа является характерной, доминирующей в современных условиях.
                  Переходный характер экономики Украины

                  Движение к смешанной экономике требует от государства: во-первых, существенного уменьшения прямого государственного влияния на экономическую жизнь общества и, во-вторых, овладения новыми методами регулирования экономики.
                  Уменьшение государственного влияния предполагает:
                  • либерализацию цен, т. е. установление цен должно осуществляться на рыночной основе, а не государством;
                  • отказ от директивного планирования, т. е. планирование деятельности предприятий становится их внутренним делом;
                  • устранение специальной системы материально-технического обеспечения предприятий, которые самостоятельно определяют где, у кого, на каких условиях приобретать необходимые им ресурсы.
                    Эти и некоторые другие подобные мероприятия были осуществлены в Украине в начале 90-х годов.
                    И второй, как показывает практика Украины и других стран с переходной экономикой, более сложной задачей является овладение государством новыми подходами, методами и инструментами регулирования экономики.
                    Роль государства в период рыночной трансформации экономики — это, с одной стороны, роль конструктора реформ, а с другой — роль управляющего ходом реформ. Практика Украины и других стран показала, насколько сложно дается государству выполнение этих реформаторских ролей.
                    Конструирование или моделирование рыночных реформ предполагает определение направлений и продолжительности основных преобразований, методов и последовательности их осуществления. В этом плане уже можно говорить о двух моделях экономической трансформации:
                    • модель эволюционного типа (прежде всего Китай);
                    • модель радикального типа (Польша, Чехия, Украина, Россия и ряд других стран Европы).
                      Первая модель предполагает постепенность рыночных преобразований, вторая ориентируется на интенсивность преобразований, их относительно непродолжительные сроки. Выбор модели зависит от совокупности факторов (политических, экономических, исторических), сложившихся в той или иной стране.
                      Для Украины использование радикального варианта во многом было предопределено теми условиями, в которых она оказалась к началу 90-х годов:
                      • массовый и острый дефицит товаров;
                      • жесточайшая несбалансированность между доходной и расходной частями государственного бюджета;
                      • отсутствие приемлемой денежной системы; разрегулирование внешнеэкономических связей;
                      • падение платежеспособности потребителей внутри страны;
                      • потеря управляемости в государственном секторе экономики;
                      • наличие других серьезных дестабилизирующих факторов.
                        Итак, рассмотренные типы экономических систем, а также сме шанной экономики представим в сводной таблице-характеристике.
Две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство:
  • рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
  • современная рыночная экономика (современный капитализм)
Две нерыночные системы:
  • традиционная
  • административно-командная
Типы экономики.Основные черты
Рыночная экономика
Командно-административная экономика
Смешанная экономика
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы -
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая Нет
Стимул к производительному труду Факторные доходы (заработнаяплата, прибыль и т. д.) Социалистическое соревнование, моральные принципы, государственная идеология
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т. д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом, и государственным регулированием
Ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения